Сбербанк надеется на помощь ВТБ и Газпромбанка
Крупнейший банк страны рассчитывает, что коллеги помогут продать долг «Мечела»Сбербанк рассчитывает на выкуп долга «Мечела» перед ним, рассказал «Ведомостям» близкий к банку человек. Компания должна банку $1,4 млрд. Причем долг может быть выкуплен с участием других крупных кредиторов «Мечела» – ВТБ и Газпромбанка. «Инвестор может появиться в том числе с их подачи, они могут предоставить финансирование третьей стороне», – указывает собеседник «Ведомостей». При этом Сбербанк готов даже согласиться на дисконт. В таком случае получится освободить большую часть резервов и за счет инвестирования их в ликвидные активы окупить эти деньги раньше, чем окончится история с долгами «Мечела».
«Мечел» должен договориться с третьим лицом о выкупе его долга перед Сбербанком или о том, что оно предоставит гарантии погашения задолженности, подтверждают близкий к другому кредитору компании человек и федеральный чиновник. В противном случае владельцу «Мечела» Игорю Зюзину придется смириться с тем, что долги компании будут конвертированы в акции, говорит один из них. Решение надо принять до конца июня, добавляет один из собеседников «Ведомостей».
Кто может вклиниться в процесс рефинансирования долга «Мечела», собеседники «Ведомостей» сообщить отказались. Еще один банкир отмечает, что описанную выше схему Сбербанк предлагает уже давно: «Банку все равно, кто вернет ему деньги, лишь бы вернул».
Дисконтировать или нет
О возможности продажи долга «Мечела» впервые заявил на прошлой неделе первый зампред Сбербанка Максим Полетаев. С кем ведутся переговоры, он не сказал. Полетаев лишь уточнил, что это российские покупатели, но не ВТБ, Газпромбанк или другие основные кредиторы «Мечела». При этом Полетаев утверждал, что Сбербанк намерен продать долг «Мечела» по номиналу: «Он не стоит дисконта».
Если кто-то предоставит гарантии погашения кредита, это может означать в том числе и предоставление собственных активов в залог банкам, отмечает аналитик Raiffeisenbank Денис Порывай. По его словам, «Мечелу» уже больше нечего предоставить в залог по текущим кредитам на $6,7 млрд. У банков заложены по 50% плюс 2 акции «Якутугля», «Южного Кузбасса», «Мечел-майнинга», Коршуновского ГОКа, 25% плюс 1 акция Белорецкого металлургического комбината (БМК), 20% Челябинского металлургического комбината (ЧМК), а также оборудование и недвижимость ЧМК, «Мечел кокса», БМК и «Якутугля». Кроме того, по личным кредитам Зюзина заложено 27,2% «Мечела». Оставшихся 24% ему не хватит, чтобы гарантировать выплату долга. Вчера этот пакет на NYSE стоил $150 млн.
Предоставить в залог свои активы по чужому кредиту чисто технически может любой гражданин или компания, которым банки доверяют, но будут ли они это делать – второй вопрос, рассуждает Порывай.
Вряд ли кто-то согласится платить процентные платежи и погашать задолженность перед Сбербанком за «Мечел», только если не станет акционером компании, рассуждает аналитик RMG Андрей Третельников, или не получит опцион на то, что в случае неплатежей «Мечела» ему достанется доля в компании, говорит Порывай.
Сейчас компании Зюзина крайне трудно платить за пользование кредитами, напоминает Третельников: EBITDA за прошлый год составила $709 млн, процентные платежи – $793 млн. Возможно, кредиторы стараются подтянуть «Мечел» под механизм предоставления госгарантий, в таком случае им удастся расформировать часть резервов, считает эксперт. Если все-таки найдется человек или компания, которая согласится на условия купить долг или предоставить гарантии, то для банков шансы на возврат кредитных средств увеличатся, а значит, часть резервов можно будет распустить, уверен портфельный управляющий УК «Капиталъ» Дмитрий Постоленко.
«Мечел» уже больше года пытается договориться с кредиторами о рефинансировании долга. Этот вопрос обсуждался на заседаниях у премьер-министра Дмитрия Медведева, вице-премьера Игоря Шувалова, помощника Путина Андрея Белоусова. Чиновники дважды ставили ультиматум Зюзину, однако «он отмалчивался и продолжал задерживать выплаты», вспоминает один из участников таких встреч.
Представители «Мечела» и ВТБ комментировать ситуацию отказались. Представители Сбербанка и Газпромбанка не ответили на вопросы «Ведомостей».