Россияне уменьшили траты на предметы роскоши и в России, и за рубежом
В 2014 году рынок люксовых товаров вырос всего на 3%Мировые продажи товаров класса люкс в 2014 г. достигли 224 млрд евро, говорится в исследовании консалтинговой компании Bain & Co (при участии итальянской ассоциации производителей предметов роскоши Altagamma, объединяет свыше 250 компаний). За год рынок вырос на 3%, а без учета валютных колебаний – на 4%, уточняется в отчете.
Валютные колебания повлияли на туристические потоки и, соответственно, продажи в I квартале 2015 г., пишут аналитики. В мире продажи предметов роскоши увеличились на 2–3% за квартал, а за весь 2015 год Bain & Co ждет роста на 2–4%.
Продажи в Западной Европе поддержали азиатские туристы, выигравшие от слабого евро. Здесь аналитики ждут роста рынка товаров роскоши на 3–5% за 2015 г., в том числе из-за спада потребительской активности россиян.
В России во всех торговых комплексах снижается поток покупателей, отмечает операционный директор ГК «Джамилько» Кира Балашова. В минусе и внутреннее российское производство люксовых товаров: по оценкам BusinesStat, производство ювелирных изделий сократилось в I квартале 2015 г. на 8% до 20,9 млрд руб., а импорт – в 2,5 раза до $38,6 млн.
Но нельзя говорить, что россияне отказываются от покупок, указывает Балашова. Ритейлеры стараются поддержать интерес потребителя: розничные цены в сезоне весна – лето 2015 были снижены максимально, зачастую даже ниже европейских, продолжает она. В апреле о снижении цен на 10–20% сообщали швейцарская часовая мануфактура Breitling, модные дома Versace, Etro, торговый дом ЦУМ.
Также россияне стали меньше путешествовать, указывают аналитики Bain & Co. При этом 70% продаж предметов роскоши в Европе приходится на туристов, пишет отраслевое издание WWD. Российский туризм сокращается 16 месяцев подряд и, несмотря на недавнее восстановление рубля, расходы россиян в Европе упали на 31,3%, приводит WWD данные Barclays.
Это почувствовали все мировые бренды. О негативном эффекте от сокращения трат россиян на европейских направлениях заявляла, например, Kering (бренды Brioni, Gucci и др.). Группа Prada в прошлом финансовом году объясняла замедление роста на Ближнем Востоке резким падением турпотока из России.
Клиенты стали рациональнее с точки зрения как продукта, так и цены и это довольно устойчивая тенденция, резюмирует Балашова.