PepsiCo стала продавать больше йогурта и меньше молока

Крупные производители молочной продукции делают ставку на высокомаржинальные йогурты и десерты
На молоке производители почти ничего не зарабатывают
На молоке производители почти ничего не зарабатывают / SMARTMONEY

ОАО «Вимм-билль-данн» (ВБД), объединяющее молочные активы PepsiCo в России, снизило производство молока в 2014 г. на 22,5% и диетических продуктов на 19%. В то же время компания увеличила почти в 1,5 раза выпуск йогуртов и на 11,9% сливочного масла. Такие данные приведены в годовой бухгалтерской отчетности ВБД за 2014 г. Также 20 мая компания объявила об удвоении мощностей Рубцовского молочного завода, производящего сыр «Ламбер».

Причины изменения приоритетов компании там не называются. Представитель PepsiCo этот вопрос комментировать отказался, как и планы компании на ближайшие годы. Однако по итогам 2014 г. выручка ВБД выросла на 13%, тогда как прибыль – на 65,9% (см. врез).

Молочный заработок

3,6 млрд руб. составила в 2014 г. прибыль ОАО «Вимм-билль-данн», объединяющего молочные активы PepsiCo в России, при выручке в 84,2 млрд руб., свидетельствуют данные годовой бухгалтерской отчетности российской компании.

Основной конкурент PepsiCo на российском рынке – французская Danone уже по итогам III квартала 2014 г. отчиталась о снижении продаж молочной и ферментированной продукции с низкой добавленной стоимостью на двузначное число. Одновременно с этим продажи йогуртов, напитков для повышения иммунитета, детского питания, творожков росли от 5 до 15%, указывала компания в отчете.

Тенденция к переходу на производство более доходных продуктов наблюдается с конца 2013 г., когда из-за дефицита начала расти цена на сырое молоко: с тех пор оно подорожало почти на треть до 18 руб./кг, поясняет исполнительный директор Союзмолока Артем Белов. Тогда низкомаржинальные продукты стали производиться в убыток, говорил ранее «Ведомостям» сотрудник крупной молочной компании. Сейчас, по словам Белова, добавились два других фактора: стремление заместить выпавшие из ассортимента товары, которые прежде импортировались из других стран, а также изменение потребительских предпочтений.

На пакетированном молоке переработчики практически ничего не зарабатывают, а маржинальность производства йогурта в среднем составляет 30%, говорит человек, близкий к компании-переработчику. Кроме того, новые технологии позволяют еще больше сокращать себестоимость его производства, что означает еще больше зарабатывать, замечает собеседник «Ведомостей».

Не все участники рынка придерживаются такой позиции: один из крупнейших отечественных производителей «Молвест», по словам его представителя, выпуск молока, кефира, сметаны в 2014 г. не сокращал. Производство базовых продуктов – элемент социальной ответственности для компании, подчеркивает он. Правда, в ответ на санкции «Молвест» расширил ассортимент йогуртов, сыров и десертов, говорит представитель компании. По его словам, выпуск йогурта в I квартале 2015 г. вырос на 13% по сравнению с аналогичным периодом двухлетней давности.

Кроме сокращения производства низкомаржинальных продуктов PepsiCo в России оптимизирует бизнес структурно: в 2014 г. ВБД, по данным отчетности, продала два предприятия: ООО «Молоко Вейделевки» в Белгородской области и ООО «Атаманское» в Краснодарском крае. Первое работало как молокоприемный пункт, но в течение года до продажи не осуществляло деятельности, сообщил представитель PepsiCo. «Атаманское» занималось выращиванием зерновых, в итоге как непрофильный бизнес было продано в начале прошлого года фирме «Агрокомплекс», принадлежащей тогда семье губернатора Краснодарского края, а ныне министра сельского хозяйства Александра Ткачева. Сумму сделок, как и имя покупателя «Молока Вейделевки», PepsiCo не называет.

Также в 2014 г. ликвидировано ЗАО «Молоко Исилькуля» – молокозавод в Омской области, хотя после сделки PepsiCo и ВБД в 2011 г. представитель последней в Сибири и на Дальнем Востоке Дмитрий Мирончиков заявлял о планируемых $9 млн инвестиций в него. Последние годы предприятие не работало, говорит представитель PepsiCo. Компания не смогла оперативно построить очистные сооружения, как того требует изменившееся законодательство, предполагал ранее в разговоре с «Ведомостями» сотрудник крупной продовольственной компании. Чтобы не платить повышенную таксу за сброс [отходов], его решено было закрыть, говорил он. По этой же причине в июне 2015 г. планируется законсервировать завод PepsiCo в подмосковном Раменском. Сама PepsiCo в качестве причины закрытия этих предприятий называет «стремление оптимизировать бизнес».