Бывшая жена Потанина претендует на 15% «Норникеля»

Вчера такой пакет стоил $4,5 млрд. Но если Потанин успеет передать акции в траст, получить долю будет почти невозможно
Владимиру Потанину придется в суде защищать свое право на долю  в «Норильском никеле»
Владимиру Потанину придется в суде защищать свое право на долю в «Норильском никеле» / С.Портер / Ведомости

Наталия Потанина подала вчера, 29 апреля, иск в Пресненский суд Москвы. Она требует поровну поделить между нею и ее бывшим мужем Владимиром принадлежащие последнему акции «Норильского никеля» и «Интеррос интернешнл инвестментс лимитед», говорится в сообщении Потаниной. Представитель бизнесмена от комментариев отказался.

Потанин – крупнейший совладелец и управляющий партнер «Норникеля» с долей в 30,41%. Его состояние Forbes в этом году оценил в $15,4 млрд. 15% «Норникеля» по вчерашним котировкам на LSE стоят $4,5 млрд. Но компания перестала называть его своим бенефициаром. До осени прошлого года 30% «Норникеля» контролировала кипрская Interros International Investments Limited. В отчете за III квартал 2013 г. «Норникель» писал, что ее бенефициаром является Потанин. Но сейчас 30,41% компании контролирует кипрская Olderfrey Holdings Limited. О ее бенефициарах «Норникель» ничего не сообщает.

Потанин добился судебного решения о разводе в конце 2013 г. А затем он подал иск о разделе имущества общей стоимостью $140 млн. Но в этом списке не оказалось никаких его значимых активов. Потанина пыталась арестовать активы бывшего супруга на Кипре. Суд иск отклонил.

Самый дорогой развод

Самым громким судебным решением о разводе в последние годы был прошлогодний вердикт швейцарского суда в пользу бывшей супруги экс-владельца «Уралкалия» Дмитрия Рыболовлева Елены. Суд присудил ей 4 млрд франков – половину суммы, которую Рыболовлев получил от продажи акций «Уралкалия» в 2010 г. Но получила она деньги или нет – до сих пор не ясно. Все имущество Рыболовлева находилось в трасте, оформленном на имя его дочери Екатерины.

Есть ли активы у Interros Inter-national Investments – не ясно. Потанину принадлежат девелоперская компания «Профэстейт» (среди прочего владеет курортом «Роза Хутор»), фармацевтическая компания «Петровакс фарм» и транспортно-логистическая компания «Интерпорт». По данным «СПАРК-Интерфакса», Interros International Investments нет среди совладельцев ни одной из этих компаний.

Потаниной придется доказывать в суде, что бизнесмену принадлежит конкретное имущество, отмечает руководитель группы корпоративной практики Goltsblat BLP Антон Панченков. Если решение будет вынесено в ее пользу, то затем в иностранной юрисдикции нужно будет привести в исполнение судебный акт российского суда, добавляет эксперт. Между Россией и Кипром есть соглашение о правовой поддержке. Решение кипрского суда может быть признано и исполнено на Кипре, если будет выполнен ряд условий, тогда пересмотра российского решения по существу на Кипре не потребуется, говорит бывший руководитель юридической службы «Базэла» Марина Калдина.

Как истица собирается доказать российскому суду, что Потанин является владельцем «Норникеля» и «Интеррос интернешнл инвестментс», пресс-секретарь Потанина Оксана Косаченко не раскрыла.

У истца возникнут сложности, если оспариваемые активы принадлежат трасту, отмечает Панченков. У бенефициара траста отсутствует право собственности на акции, при этом он является выгодоприобретателем структуры, которая управляет ценными бумагами и инвестициями. Даже если решение будет вынесено в пользу экс-супруги, то затем его нужно будет не только юридически привести в исполнение через иностранный суд, но и получить фактическую возможность исполнить, добавляет эксперт.

Если Пресненский суд встанет на сторону Потаниной, это может создать бизнесмену проблемы. По акционерному соглашению, которое в 2012 г. подписали Потанин, Олег Дерипаска и Роман Абрамович, доли «Интерроса» и UC Rusal в «Норникеле» в течение пяти лет после подписания не могут быть ниже 20%. У UC Rusal сейчас 27,82%. Millhouse не должна уменьшать долю ниже 4% до декабря 2014 г., а до декабря 2017 г. ее доля должна быть выше 2,5%. Если кто-то из партнеров нарушит акционерное соглашение, то другие получат право выкупить пакет нарушителя с 25%-ным дисконтом к рыночной цене.

В соглашении нет каких-либо оговорок, предусматривающих разные форс-мажоры, которые могут препятствовать исполнению соглашения, отмечают три источника «Ведомостей», близких к акционерам «Норникеля». Два собеседника «Ведомостей» уверены, что до настоящего раздела пакета дело не дойдет и история завершится мировым соглашением. Представитель UC Rusal на вопросы «Ведомостей» не ответил. Представитель Millhouse от комментариев отказался.