Акционеры ритейлера «О’кей» поменяли его руководство
Тони Майер не сумел доказать акционерам, что компания способна расти быстрееГендиректор «О’кей» Тони Майер покидает должность с 1 мая, говорится в сообщении компании на сайте Лондонской биржи. Он продолжит возглавлять совет директоров.
Сам Майер (его слова приводятся в сообщении) объясняет уход тем, что компании больше не требуется «его ежедневная вовлеченность [в операционное управление]»: теперь «я смогу сконцентрироваться на стратегическом развитии». А человек, близкий к топ-менеджменту «О’кей», утверждает: работа по восстановлению роста бизнеса сети не устроила ее акционеров и именно они отстранили Майера от оперативного руководства. Для самого Майера новость стала неожиданностью, знает собеседник «Ведомостей»: у него были планы встреч с инвесторами, аналитиками, журналистами. Приглашение на встречу с Майером, назначенную на 14 мая, получили, например, журналисты «Ведомостей».
Новым гендиректором сети станет независимый член совета «О’кей» Хейго Кера, помогавший основателям разрабатывать ее концепцию в 2000 г. В 2010–2013 гг. Кера возглавлял совет «О’кей».
В 2014 г. продажи «О’кей» выросли лишь на 8,9% вместо прогнозировавшихся компанией 12–16%. Замедление Майер связывал со спадом экономики и продовольственным эмбарго, введенным Россией с августа 2014 г. Аналитики отмечали падение трафика (на 4,2%) и глубины продаж – на 7% в IV квартале 2014 г. против 6% в предыдущем.
В I квартале 2015 г. выручка сети прибавила 7,4% год к году, а чистый убыток оказался почти в 7 раз больше, чем был год назад. Конкуренты росли намного быстрее: выручка гипермаркетов «Карусель» (входят в X5 Retail Group) увеличилась на 8,6%, «Ленты» – на 37,7%, «Магнита» – на 33,4%. Инвесторы ждали, что «О’кей» наконец представит им план по выводу бизнеса на устойчивый рост, говорит человек, близкий к топ-менеджменту компании. Между тем прогноз «О’кей» на весь 2015 год не слишком оптимистичен – выручка прибавит 10%.
«Когда Тони принимали на должность [гендиректора], было оговорено, что он проработает на ней столько, сколько необходимо для определения стратегии дальнейшего развития компании», – говорит представитель «О’кей» Марина Каган. Не предполагалось, что и после этого Майер будет вовлечен в повседневное управление бизнесом. «Мы выработали предложения для акционеров, определили детальный план действий по всем направлениям» – и нынешнее решение обоюдное, резюмирует она.
Это абсолютно неожиданная для рынка новость, возражает аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева: в глазах инвесторов Майер всегда был очень весомой фигурой. У него большой управленческий опыт, в частности, он свыше пяти лет руководил «Вимм-билль-данном» – и за это время компания подорожала вшестеро, а в 2010 г. ее приобрела американская PepsiCo, оценив в $5,4 млрд. Когда Майер возглавил «О’кей» в январе 2014 г., инвесторы очень надеялись, что он выведет компанию на новый уровень, говорит Колупаева.
Она не склонна связывать уход Майера с результатами I квартала: с трудностями компания столкнулась еще в 2014 г., в том числе из-за введения эмбарго на импорт продуктов из ряда западных стран, которые в портфеле сети занимали около 16%. Также компания несла валютные расходы по аренде. «То, что при таком слабом росте выручки на фоне двузначных темпов инфляции компания в целом смогла удержать операционную рентабельность, – это результат программы снижения издержек: сокращения персонала и улучшения закупочных условий у поставщиков», – убеждена аналитик.
Капитализация «О’кей» на Лондонской фондовой бирже снизилась вчера на 1,4% до $915 млн.