Сенатор готовится внести законопроект об отмене запрета на экспорт нефти из США
Разрешение осуществлять поставки за рубеж поддержит сланцевую нефтедобычуЛайза Мурковски, председатель сенатского комитета по энергетике и один из главных сторонников отмены запрета на экспорт нефти из США, планирует внести в этом году соответствующий законопроект, который может поддержать сланцевую нефтедобычу в США и привести к появлению американской нефти на мировом рынке. Нынешний год должен стать «годом закона» об отмене действующего уже 40 лет запрета, заявила Мурковски в понедельник на ежегодной энергетической конференции CERA Week в Хьюстоне.
«Я сегодня четко даю понять: я планирую внести законопроект, который полностью отменяет устаревший запрет на экспорт [нефти] из нашей страны», – заявила, как передает Financial Times, Мурковски.
Запрет был введен в 1975 г. после «нефтяного шока», вызванного эмбарго, которое арабские страны ввели из-за помощи США Израилю в войне Судного дня в 1973 г. В то время экономическая политика США включала элементы контроля за ценами на нефть и ограничения на ее поставки за рубеж требовались, чтобы такой контроль действовал, напоминают эксперты Центра глобальной энергетической политики при Колумбийском университете. С тех пор до недавнего времени никто не задумывался об отмене запрета, потому что потребление и импорт нефти в США лишь увеличивались, в пиковом 2005 г. закупалось более 10 млн баррелей в день.
Однако энергосбережение, развитие возобновляемой энергетики и сланцевая революция изменили расклад сил. Если в 2008 г. собственная нефтедобыча в США падала ниже 5 млн баррелей в день, то в 2014 г., по данным Администрации энергетической информации (EIA), она достигла 8,7 млн баррелей в день, увеличившись на 1,2 млн. Это максимальные темпы роста с 1900 г., когда EIA начала собирать данные. Сейчас добыча, по данным на 10 апреля, составляет 9,38 млн баррелей в день, а импорт – 7,15 млн баррелей в день.
«В последние 40 лет вопрос об экспорте сырой нефти не вставал. Люди просто забыли, что, отменив контроль за нефтяными ценами в начале 1980-х гг., мы забыли отменить запрет на экспорт», – говорит Роберт Макналли, президент вашингтонской консалтинговой компании The Rapidan Group (цитата по FT).
Отмена запрета была бы эффективным способом помочь американским нефтяникам пережить нынешнюю тяжелую ситуацию, сложившуюся в результате двукратного падения цен на нефть с середины прошлого года, заявил недавно Райан Ланс, генеральный директор ConocoPhillips. Он уже обращался в конгресс с просьбой разрешить поставки нефти за рубеж и лоббирует эту идею в Белом доме, напоминает The Wall Street Journal.
На конференции CERA Week Ланс назвал запрет «антипотребительским», а план Мурковски – «хорошим первым шагом».
Во многом из-за того, что сланцевый бум привел к избытку нефти на внутреннем рынке, американская нефть WTI торгуется с существенным дисконтом к североморской Brent: в последние два года он составляет $5–15 за баррель. Во вторник, по данным на 15.30 мск, WTI стоит $56,41, а Brent – $63,08 за баррель. Многие эксперты считают, что экспорт нефти приведет к сокращению дисконта, от величины которого, по словам Гарольда Хэмма, гендиректора Continental Resources, зависит безубыточность некоторых американских компаний. “От последних $10 за баррель, которые мы отдаем в виде дисконта, возможно, зависит, смогут ли многие небольшие игроки продолжать работать или нет», – сказал в интервью WSJ Хэмм, чья компания является одним из крупнейших сланцевых добытчиков на месторождении "Баккен" в Северной Дакоте.
Сохранение эмбарго на экспорт приведет к увеличению дисконта, «снижению уровня нефтедобычи в США и более высоким ценам на нефть и бензин на мировом рынке», говорится в отчете консалтинговой компании IHS, подготовленном по просьбе энергетических компаний.
Решение об отмене запрета на экспорт нефти должен принять конгресс. Ряд политиков опасаются, что отток нефти с национального рынка может привести к росту цен на бензин. Кроме того, против выступают представители нефтеперерабатывающей отрасли, которая инвестирует $5 млрд в новые мощности, способные к 2016 г. перерабатывать дополнительно 730 000 баррелей в день. Переработчики, покупая более дешевую американскую нефть, могут затем продавать свою продукцию по заметно более высоким ценам за рубежом.
Мурковски между тем напомнила в Хьюстоне, что в случае достижения договоренности по ядерной программе Ирана и отмены части санкций он может увеличить поставки нефти на мировой рынок на 1 млн баррелей в день. Американская нефтяная индустрия в этом случае окажется в проигрыше. «Мы не должны снимать санкции с иранской нефти, сохраняя санкции против американской. Это бессмысленно», – заявила сенатор.
Запрет на экспорт разрешает поставки нефти лишь в Канаду и немного – в Мексику. В прошлом году министерство энергетики США, слегка изменив регулирование, разрешило экспортировать как топливо сверхлегкую нефть (конденсат), подвергшуюся минимальной обработке.
Такого постепенного подхода недостаточно, считает Хэмм. Мурковски призвала сделать больше исключений из запрета, пока он еще действует, например разрешить экспортировать нефть союзникам по НАТО. “Ничто не мешает торговым партнерам Америки попросить нас об исключениях… Зачем ограничиваться только Канадой и Мексикой? Почему не [разрешить поставки] странам НАТО, таким как Италия, которая закупает около 21% нефти у Ливии, или Польша, которая полагается на Россию?” – заявила Мурковски.
Сенатор пока не решила, будет ли она вносить отдельный законопроект об отмене запрета на экспорт или включит его в пакет энергетических реформ либо в другую группу законов, сказал представитель Мурковски.