Авиакомпания «Ютэйр» близка к получению госгарантий на 19,2 млрд рублей

Осталось получить одобрение правительственной комиссии
Получит ли «Ютэйр» госгарантии, решит комиссия под председательством Игоря Шувалова
Получит ли «Ютэйр» госгарантии, решит комиссия под председательством Игоря Шувалова / A. Rudakov / Bloomberg

По «Ютэйр» сильно ударил экономический кризис – он помешал ей достроить операционную модель, на которую компания делала ставку, и рефинансировать краткосрочные обязательства, констатирует аналитик Газпромбанка Михаил Ганелин. Если «Ютэйр» удастся договориться с кредиторами и привлечь синдицированные займы, основная их часть пойдет на замену коротких долгов – это позволит компании продержаться до тех пор, пока ситуация в отрасли улучшится, надеется он. На руку «Ютэйр» может сыграть увеличение спроса на внутренних рейсах, где у нее относительно сильные позиции, считает Ганелин; также компании стоило бы сделать ставку на более прибыльный вертолетный бизнес, генерирующий денежный поток.

Межведомственная комиссия при Минэкономразвития одобрила заявку авиакомпании «Ютэйр» на 19,2 млрд руб. госгарантий, сообщил в минувшую пятницу представитель этого министерства. Гарантии нужны «Ютэйр» для привлечения синдицированного кредита, позволяющего реструктурировать долг. Общая задолженность авиакомпании составляла на 30 сентября 2014 г. (более свежих данных нет) 74,1 млрд руб., из них 46,5 млрд руб. предстояло погасить в ближайшие 12 месяцев. Чистый долг «Ютэйр» практически равнялся общему – 73,9 млрд руб. Отчет компании за IV квартал 2014 г. сообщает о просрочке выплат по трем кредитным линиям Сбербанка.

Возможную схему погашения долгов акционеры авиакомпании утвердили на собрании 10 апреля. Один из элементов этой схемы – привлечение синдицированного кредита: либо семилетнего на сумму до 29,5 млрд руб. не более чем под 14% годовых, либо 12-летнего – на 27 млрд руб. не более чем под 0,01% годовых (это два варианта одного и того же займа, говорит сотрудник банка – участника переговоров о реструктуризации). Членами потенциального синдиката в обоих случаях названы Сбербанк, банк «Россия», Ханты-Мансийский банк «Открытие», Московский кредитный банк, «Юникредит банк», Альфа-банк, «Глобэкс», Сургутнефтегазбанк, МТС-банк, БФА-банк и «иные банки». Часть кредита должна быть обеспечена госгарантиями, остаток – имуществом и акциями «Ютэйр».

Другой элемент схемы – семилетний кредит в Сбербанке на 18,6 млрд руб. под 14% годовых, также предварительно одобренный акционерами «Ютэйр». Наконец, основной акционер авиакомпании – НПФ «Сургутнефтегаз» намерен увеличить ее капитал, напоминает сотрудник Минэкономразвития. Ранее акционеры «Ютэйр» одобрили допэмиссию и размещение по открытой подписке 3,125 млрд ее обыкновенных акций.

Самый активный кредитор

В апрельском определении ханты-мансийского суда о назначении заседания по иску Альфа-банка о банкротстве «Ютэйр» говорится о его требованиях к перевозчику на $64 млн и 20 млн руб. Арбитражный суд Москвы в марте 2015 г. удовлетворил иски Альфа-банка к «Ютэйр» о взыскании задолженности на $11,7 млн и $22,3 млн. Кроме того, Альфа-банк подал два иска о банкротстве «Ютэйр-лизинга».

Финансовый консультант авиакомпании – Райффайзенбанк завершает согласование условий реструктуризации ее долга с кредиторами, говорит представитель Минэкономразвития. Основным противником реструктуризации долго выступал Альфа-банк, требующий банкротства «Ютэйр» (см. врез). Правда, в пятницу Арбитражный суд Ханты-Мансийского округа отложил рассмотрение его иска о признании авиакомпании банкротом до 14 мая – об этом ходатайствовал накануне заседания комиссии сам Альфа-банк, следует из материалов суда.

Поскольку сумма госгарантий, на которую претендует «Ютэйр», превышает 5 млрд руб., вопрос должна рассмотреть правительственная комиссия во главе с первым вице-премьером Игорем Шуваловым. Документы по «Ютэйр» пока не поступили, сказал сотрудник секретариата Шувалова.

В конце февраля 2015 г. гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов говорил, что авиаперевозчик планирует просить госгарантии на сумму до 38,4 млрд руб. Но Минэкономразвития возражало против того, чтобы государство гарантировало 100% обязательств авиакомпании по кредитам и облигационным займам. Такая поддержка была бы даже рискованной – в начале года «Ютэйр» была близка к тому, чтобы объявить дефолт, утверждал источник в одном из ведомств, которого цитировал «Интерфакс». Против госгарантии выступал, по его данным, и Минфин, считая, что модель операционной деятельности «Ютэйр» на 2014–2027 гг. содержит «факторы, которые создают существенные риски непогашения компанией своих обязательств», например высокие валютные риски.

Финансовое бремя авиакомпании «приближается к критическому», следовало из определения Арбитражного суда Москвы по иску Альфа-банка к «Ютэйр-лизингу» («Ютэйр» выступала поручителем по кредиту «дочки»). Сопоставив сведения о базовой прибыли на акцию «Ютэйр», суд сделал «явно негативный прогноз развития финансово-имущественного состояния поручителя». Правда, с декабря 2014 г. авиакомпания уже запустила программу оптимизации, а в начале апреля сообщила о досрочном сокращении авиапарка со 115 до 71 самолета.

В пятницу представитель Альфа-банка не ответил на запрос «Ведомостей», но в прошлую среду говорил «Ведомостям», что банк пока не согласовал условия реструктуризации долга «Ютэйр». Представитель еще одного кредитора – Райффайзенбанка отказался комментировать тему реструктуризации, в «Ютэйр» и «Сургутнефтегазе» от комментариев отказались, связаться с представителем НПФ «Сургутнефтегаз» не удалось.