Сокращения в нефтяной отрасли превысили 100 000 человек

Увольнения продолжаются, основное бремя сокращений несут работники буровых бригад
Буровики в США чаще других представителей энергетической отрасли теряют работу
Буровики в США чаще других представителей энергетической отрасли теряют работу / Brittany Sowacke / Bloomberg

Падение цен на нефть привело к тому, что энергетические компании по всему миру объявили об увольнении более 100 000 сотрудников. По данным хьюстонской консалтинговой компании Graves & Co., по меньшей мере 91 000 из них уже потеряли работу; основные сокращения провели нефтесервисные компании и те, что занимаются бурением.

В США сланцевый бум привел к росту числа работников, непосредственно занятых в нефте- и газодобыче, более чем на 50 000 с 2007 г. По данным Бюро трудовой статистики, занятость достигла пика в октябре 2014 г. – 201 500 рабочих мест, с тех пор по конец марта их число сократилось на 3000. В более широкой категории - «услуги в энергетическом секторе» - количество рабочих мест уменьшилось на 12 000 с максимальных 337 600 в сентябре.

Увольнения продолжаются. Только на прошлой неделе комиссия по трудовым ресурсам штата Техас сообщила, что получила информацию об увольнении почти 400 человек из компаний, связанных с энергетическим сектором. Среди них – предоставляющая нефтесервисные услуги FTS International и производитель нефтяного оборудования Lufkin Industries.

Увольнения затронули и высококвалифицированных специалистов, таких как геологи и инженеры-нефтяники, но основное бремя сокращений несут работники буровых бригад. «Чем ближе место вашей работы к скважине, тем выше вероятность, что вы его потеряете, – говорит Тим Кук, президент PathFinder Staffing, занимающейся подбором персонала для нефтегазовых компаний. – Как только буровая вышка закрывается, все рабочие места на этом месте просто исчезают». По данным Baker Hughes, количество эксплуатируемых нефтяных и газовых вышек сократилось с начала года на 46%, до 988, самого низкого уровня более чем за пять лет.

Как и многие его коллеги, Крис Сабалски долгие годы работал по графику «14 через 14»: после двух недель на буровой он отдыхал две недели у себя дома в Восточном Техасе. Но с февраля Сабалски, отвечавший за операции по гидроразрыву пласта, сидит дома и ищет работу. «Нам нужно пересмотреть свои расходы, переобучиться, переосмыслить свое существование», – говорит он.

Работа «в поле» в нефтегазовом секторе характеризовалась редким для рынка труда США сочетанием факторов – высокой зарплатой и отсутствием необходимости иметь высшее образование. Здесь требуется физическая сила и квалификация, которую в большинстве случаев можно приобрести в процессе работы. По данным Бюро трудовой статистики, в 2014 г. строители зарабатывали в среднем $605 в неделю, а операторы бурового оборудования в нефтегазовой и горнодобывающей отраслях – почти вдвое больше ($1187). По словам отраслевых экспертов, с учетом сверхурочных и доплат за работу в опасных условиях буровики зачастую зарабатывают около $100 000 в год.

Многие ветераны отрасли пережили уже не один цикл роста и падения цен и говорят, что способны переждать спад с помощью сбережений или подработки. Но многие из ныне уволенных пришли в сектор в последние годы: сланцевый бум в 2008-2014 гг. требовал тысяч работников, которые трудились в качестве помощников бурильщика, разнорабочих и др. «Из-за роста сланцевой добычи доля людей, не имевших опыта работы в нефтяном секторе, в этот раз гораздо выше», чем в прошлом, говорит Эмили Ян из консалтинговой фирмы North Highland: среди них и бывшие менеджеры магазинов, и офицеры полиции. Так, Клэр Катшоу ранее работала в компьютерной отрасли, но в 2013 г. получила степень по геологии и стала отвечать за контроль бурового раствора, следя за уровнем газа и анализируя образцы горной породы во время бурения. Она зарабатывала более $40 000 в год, но все прекратилось в январе, и Катшоу вернулась из Техаса в Северную Каролину.

Перевел Михаил Оверченко