Укрепление рубля дало российскому ритейлу повод снизить цены
Сети заявляют, что некоторые товары уже начали дешеветьКрупные ритейлеры заявляют, что благодаря укреплению рубля цены на некоторые продукты питания стали снижаться. В конце прошлой недели российская валюта обновила максимумы 2015 г.: в пятницу доллар опускался до 50,27 руб./$ (минимум с конца ноября 2014 г.), евро – до 53,385 руб. (минимум с начала ноября).
Во время резкой девальвации рубля «поставщики уведомляли сеть о повышении закупочных цен в связи с увеличением себестоимости валютной составляющей», говорит Екатерина Куманина из ГК «Дикси». Поэтому сейчас розничная сеть рассчитывает на «обратную тенденцию», поясняет она.
«Ашан» «инициирует переговоры с поставщиками», чтобы максимально снизить цены, говорит директор по внешним коммуникациям «Ашан Россия» Мария Курносова. В крупах, консервах изменения уже заметны, сказала она. «Для свежих товаров важна также сезонность. Например, в свежей рыбе из-за сезонности и укрепления рубля цены снизились в среднем на 30% с декабря 2014 г.», - утверждает ритейлер.
На прошлой неделе один из крупнейших поставщиков готовой рыбной продукции - «Русское море» - заявил, что снизил цены на свой ассортимент (по данным ТАСС, Рыбного союза и самой компании). Снижение коснулось продукции из сельди, красной деликатесной рыбы, морской капусты, крабовых палочек - на 5–19% в зависимости от продукции.
Наиболее гибко ритейлеры реагируют на изменения курсов в тех товарах, которые они ввозят в Россию из-за рубежа самостоятельно (так называемый «прямой импорт»). «В собственном импорте нет прослойки в виде импортера, и мы более оперативно реагируем на изменения курсов валют. Наиболее ощутимо изменение цен в овощах, фруктах, рыбе и морепродуктах», - сказала представитель российской сети Metro cash & carry Оксана Токарева. Цены овощей и фруктов уже снизились на 10-11%, рыбы - на 10-15% (данные на конец прошедшей недели по сравнению с концом 2014 - началом 2015 г.), утверждает представитель ритейлера.
Овощи дешевеют
За первую неделю апреля Росстат зафиксировал снижение индекса потребительских цен на большую часть свежих товаров по сравнению с последней неделей марта: на 0,2-7,9% снизились цены на сыры, кур, капусту, лук, яблоки, картофель, помидоры, огурцы. Снижение цен на плодоовощную продукцию в среднем составило 1,3% за неделю, по данным статистики.
«Переговоры с поставщиками в процессе. В основном они касаются товаров, где есть прямой импорт», - подтверждает тенденцию гендиректор «Спар ритейл» (московские супермаркеты Spar) Максим Гришаков. Компания собирается добиться снижения цены на овощи, фрукты, французские и итальянские вина. По словам Гришакова, если ей удастся договориться с поставщиками, снижение цен может составить 5-10% и занять две-три недели.
Ритейлеры предлагают и остальным поставщикам снизить цены. «Нынешнее снижение, которое предлагают поставщики (5-7% в среднем), отличается от резкого роста цен с начала года. Но мы работаем над тем, чтобы добиться еще большего снижения», - говорит Токарева из Metro cash & carry. В случаях, когда российские поставщики и производители ранее оправдывали импортной составляющей повышение своих цен (например, в упаковке продукции), теперь тоже идут на переговоры, предлагая снизить цены на 5-7%, рассказывает она.
Директор ассоциации «Росчайкофе» Рамаз Чантурия не слышал, что ритейлеры требуют снизить закупочные цены, но допускает такой вариант «с учетом того, как неохотно они повышали цены, когда рубль резко девальвировался». «Поставщики до сих пор не покрыли все убытки, связанные с девальвацией, а цена поставки не вполне адекватна докризисному уровню», - добавил он.
Поставщики молочной продукции, напротив, говорят о давлении ритейла с целью снизить закупочные цены, рассказывает председатель правления Национального союза производителей молока Андрей Даниленко. Но, по его словам, это не связано с курсом рубля: на рынке снижается спрос, а предложение растет из-за фальсификата, белорусских поставок и приближающегося сезона «большого молока».
В снижении цен на товары заинтересованы и поставщики, и торговые сети, считает директор по развитию «Руспродсоюза» Дмитрий Востриков: «Это позволит увеличить продажи». Но какая будет валютная динамика в дальнейшем, не ясно, продолжает Востриков, это «заставляет некоторых поставщиков закладывать риски в цену товаров».