Российские самолеты оборудуют российскими комплектующими

Локализовать производство хотят к 2020 году, без потери качества это сделать будет сложно
В России должны будут производиться 10 из 22 комплектующих для SSJ100
В России должны будут производиться 10 из 22 комплектующих для SSJ100 / С.Портер / Ведомости

«Импортозамещение – процесс не короткий, это не ситуативное мероприятие, а наше стратегическое направление работы на ближайшие годы – вне контекста всякого рода санкций и т. д.», - заявил на совещании в пятницу премьер Дмитрий Медведев (цитата по сайту правительства). Он отметил, что экономики, открывшие внутренние рынки безо всяких условий (как Россия в 1990-х гг.), теряли целые секторы экономики. в России наиболее высока доля импорта в станкостроении (90%), сельхозмашиностроении (до 90%). Доля импорта в гражданском самолетостроении - более 80%, подчеркнул Медведев.

Как следует из плана импортозамещения в авиастроении, опубликованного Минпромторгом, отрасль ждут масштабные изменения. В России должны будут производиться 10 из 22 наименований импортных комплектующих для Suhoi SuperJet-100 (SSJ100). Среди них - пассажирские кресла, остекление фюзеляжа и др. В остальных случаях доля импорта может остаться на уровнях от 30 до 80%. Для самолета МС-21 шесть компонентов из 35 должны производиться в России. Больше всего российских компонентов должно быть в самолетах семейства Ту-214 (Ту-204-200) - все 242 импортных компонента должны производиться в России. Производство должно быть налажено до 2020 г., но некоторые компоненты должны производиться уже со следующего года. Каким образом будет налажено производство этих компонентов в России, представитель Минпромторга не объяснил.

Какая сумма потребуется для того, чтобы начать выпуск необходимых деталей, в плане не говорится. Представитель Минпромторга этого не уточняет. Но, например, проект поправок в бюджет на 2015 г. и плановый период 2016-2017 гг., одобренный в пятницу комитетом Госдумы по бюджету ко второму чтению, на импортозамещение в сфере авиационного двигателестроения предусматривает 21 млрд руб. Медведев пообещал «разнообразный набор инструментов»: субсидии, софинансирование исследований, грантовая поддержка, преференции при госзакупках.

Часть авиаоборудования, которое Минпромторг предлагает заместить российскими аналогами, производят структуры «Ростеха», говорит руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Например, вспомогательные силовые установки могут быть заменены техникой производства компании «Аэросила» или перспективной силовой установкой производства холдинга «Технодинамика», а бортовое радиоэлектронное оборудование, различные разъемы и коннекторы могут производить предприятия, входящие в концерн КРЭТ. Государственная Объединенная двигателестроительная корпорация уже делает аналоги двигателей для вертолетов семейств Ка и Ми. Разработкой и производством композитных материалов может заниматься Всероссийский институт авиационных материалов, говорит эксперт.

У «Гражданских самолетов Сухого» (производитель SSJ100) доля импорта в поставках материалов и товаров - 59%. «Альтернативные источники поставок отсутствуют», - говорится в отчетности компании за первое полугодие 2014 г. по МСФО. Основной поставщик - французская PowerJet S.A. (32% материалов), 19% поставляет Новосибирский авиазавод им. Чкалова (филиал АХК «Сухой), 10% - ВАСО (входит в ОАК). «У российских поставщиков имеется достаточный потенциал, чтобы в обозначенные сроки развить производство и сертифицировать продукцию», - сказал представитель ОАК.

Для КРЭТ одно из направлений реализации программы импортозамещения касается авионики для SSJ100 и МС-21, передал через представителя первый заместитель гендиректора КРЭТ Игорь Насенков. В 2018 г. планируется довести долю отечественных комплектующих в MC-21 ориентировочно до 80% с нынешних менее чем 50%, говорит он. Сейчас идут переговоры с иностранными партнерами об организации переноса производства в Россию некоторых комплектующих, поставляемых сегодня ими для этого самолета, рассказывает Насенков.

Источник, близкий к ОАК, отметил, что самый сложный процесс при импортозамещении - это сертификация, в том числе международная, так как ОАК экспортирует продукцию. «Сначала должно быть сертифицировано производство и детали. После этого предприятие может участвовать в тендере на поставки», - объясняет порядок собеседник «Ведомостей». Он не рискнул предполагать, как импортозамещение может сказаться на себестоимости самолетов. «Мы ожидаем, что цена отечественных деталей будет конкурентоспособной», - говорит он.

Важно, чтобы реализация программ по импортозамещению не столько закрывала проблемы поставок отдельных комплектующих, сколько давала возможности освоить в России новые технологии, считает Пантелеев. "Не исключено, что по ряду позиций, по которым работы начнутся только сейчас, создать аналоги без ухудшения технических характеристик не удастся", - считает он. Отставание в компонентной базе микроэлектроники со времен СССР преодолеть в полной мере не удалось. Важно, чтобы модели самолетов, для которых будут производиться компоненты, имели перспективу, - только серийное производство может быть эффективным, отмечает эксперт.