Стоимость «Силы Сибири» может превысить 1 трлн рублей
Первая оценка проекта проводилась в 2011 году, но с тех пор только инфляция превысила 30%Стоимость строительства газопровода «Сила Сибири» в Китай составит 799,9 млрд руб., сообщил в четверг «Газпром». Ранее компания сообщала, что цена трубы – 770 млрд руб. Причем нынешняя оценка сделана исходя из цен на 1 января 2011 г., говорится в материалах концерна. Это означает, что с тех пор стоимость газопровода выросла как минимум на уровень инфляции, отмечает директор Small Letters Виталий Крюков. По данным Росстата в 2011-2014 гг. инфляция составила 30,5%. Таким образом, только по этому показателю проект мог подорожать на 244 млрд руб. до 1,044 трлн руб. «Считать удорожание по инфляции некорректно», - настаивает человек, близкий к «Газпрому». Инфляция будет учитываться при подготовке проектной документации, но не полностью, согласен эксперт, работающий с «Газпромом».
В материалах «Газпрома» также говорится, что протяженность «Силы Сибири» составит 3247 км. Исходя из этого «Газпром» в ценах 2011 г. закладывает 246 млн руб. на 1 км трубы. Но 3200 км – это протяженность трубопровода от Чаяндинского месторождения (ресурсная база «Силы Сибири») до Владивостока, говорится на сайте «Газпрома». При этом в середине марта начальник департамента по управлению корпоративными затратами «Газпрома» Михаил Сироткин говорил «Ведомостям», что объявленная цена трубы [770 млрд руб.] включает только строительство участка от Чаянды до Благовещенска (граница с Китаем). Протяженность этого участка - 2136 км, рассказывал в конце марта гендиректор «Газпром трансгаз Томск» Анатолий Титов. Исходя из этого стоимость 1 км «Силы Сибири» в ценах 2011 г. составит 374,5 млн руб.
Представитель «Газпрома» противоречия по протяженности трубы не комментирует.
Проект мог подорожать не только из-за инфляции, он и от девальвации рубля, говорит Крюков. Титов утверждает, что «Сила Сибири» на 90-95% будет построена из российского оборудования. То есть валютных затрат в ней 5-10% или 40-80 млрд. руб. Но с января 2011 г. доллар подорожал вдвое. То есть сейчас речь может идти о 80-160 млрд руб. затрат, номинированных в валюте. С учетом инфляции, это может увеличить цену трубы до более 1,1 трлн руб. И это без учета валютных затрат российских производителей и подрядчиков, отмечает Крюков.
Например, с 2011 г. заметно подорожали трубы. Так, в I квартале 2011 г. «Северсталь» продавала трубы большого диаметра (ТБД) на внутреннем рынке по $2050 или 61 500 руб. за 1 тонну, говорится в ее отчетности. «Газпрому» на участок от Чаянды до Китая нужно 1,75 млн тонн ТБД. На них в 2011 г. могло быть заложено 107,6 млрд руб. Первые трубы для «Силы Сибири» в объеме 122 387 тонн на 9,3 млрд руб. «Газпром» заказал в июле 2013 г. То есть ему это обошлось в 76 000 руб. за 1 тонну. В начале марта 2015 г. «Газпром» заказал еще 819 460 тонн ТБД на 67,8 млрд руб. Это в среднем по 82 700 руб. за 1 тонну. Таким образом, на сегодняшний день ТБД к уровню января 2011 г. подорожали на 34,5%. «Газпрому» для первой нитки «Силы Сибири» нужно купить еще 808 153 тонн труб. При нынешних ценах, а они, по мнению металлургов, будут еще расти, это обойдется в 66,8 млрд. руб. В результате ТБД для газопровода будут стоить «Газпрому» как минимум 144 млрд руб., почти на 40 млрд руб. дороже, чем в ценах 2011 г.
Эксперт, работающий с «Газпромом», говорит, что бюджет проекта включает в себя стоимость труб, за вычетом этой суммы, 40% идет на строительство компрессорных станций (КС; на «Силу Сибири» их нужно восемь), а остальное – цена линейной части трубы.
Титов рассказывал, что первый участок газопровода Чаянда – Ленск протяженностью 208 км. уже строит ЗАО «Стройтрансгаз» (СТГ; 31,5% у Volga Group Геннадия Тимченко). Компания получила подряд без конкурса. Сумму контракта Титов не назвал. При бюджете трубы 800 млрд. руб., участок СТГ без учета КС может стоить 38 млрд руб, а при бюджете 1,1 трлн руб. (515 млн. руб. на 1 км.) – почти 56 млрд руб. Сироткин говорил, что маржа подрядчиков может составить до 20%. При этом, Чаянда – Ленск может быть одним из самых дорогих участков «Силы Сибири», так как там нет железной дороги, все грузы надо перевозить преимущество по реке Лена или по зимнику. То есть усредненная оценка стоимости этого участка может быть занижена, признает эксперт, работающий с «Газпромом».
В подготовке статьи участвовал Виталий Петлевой.