Нефтяные гиганты не смогли повторить сланцевый бум за пределами США

ExxonMobil, Shell и другие крупные компании сокращают инвестиции в отрасль в других странах
Потенциал сланцевой добычи в Польше оказался не столь значительным, как предполагалось
Потенциал сланцевой добычи в Польше оказался не столь значительным, как предполагалось / B.Sadowski / Bloomberg

Крупнейшие нефтяные компании потратили пять лет и миллиарды долларов, пытаясь повторить американский сланцевый бум в других странах. Но теперь они начинают отказываться от этих попыток.

Chevron, ExxonMobil и Royal Dutch Shell свернули практически всю деятельность по разработке сланцевых месторождений в Европе, России и Китае. Причины разные: в России – санкции, во Франции – запрет властей, в Германии – мораторий, в Польше – плохие результаты геологоразведки, а также снижение цен на нефть, которое делает проекты экономически невыгодными.

В результате, по данным Администрации энергетической информации США (EIA), за пределами Соединенных Штатов коммерческая добыча сланцевой нефти ведется только в Китае, Аргентине и Канаде. При этом на долю США приходится менее 10% оцениваемых мировых запасов сланцевых нефти и газа. По оценкам EIA, в Европе (включая Россию) и Китае они почти втрое больше, чем в США. «Темпы развития [отрасли] за пределами Северной Америки медленнее, чем предполагалось», – признавался недавно в интервью Саймон Хенри, финансовый директор Shell.

Перспективные регионы в мире по-прежнему есть. Месторождения в Аргентине и Алжире кажутся «столь же хорошими, как в США», говорит Фаузи Алулу из EIA. Две французские и одна британская компания планируют заняться бурением в Великобритании, где идут споры по поводу воздействия технологии гидроразрыва пласта на окружающую среду и здоровье людей. В Польше небольшие компании, похожие на пионеров американского сланцевого бума, продолжают бурение, несмотря на разочаровывающие результаты у крупных конкурентов.

Как и в США, именно небольшие компании смогут добиться успеха в сланцевой отрасли, считает Ойзин Фэннинг, председатель совета директоров San Leon Energy. Эта компания в феврале объявила о коммерческом открытии в Польше газового месторождения и собирается начать продавать газ в 2016 г.

Процесс фрекинга специфичен – энергоресурсы в скважинах быстро заканчиваются, поэтому их требуется бурить много за короткое время. Поэтому в Северной Америке в отрасли преуспели именно быстрые и активные небольшие компании, а не нефтяные гиганты. Последние традиционно специализируются на масштабных, долгосрочных проектах, и им, с их многочисленными уровнями менеджмента и медленным процессом одобрения заявок на бурение, неудобно работать в столь быстро меняющейся отрасли. Но, зная о сланцевых месторождениях в других странах, крупные компании в последние годы обратили внимание за границу в надежде на повторение бума. Особенно их приветствовали власти стран Восточной Европы, желающие уменьшить зависимость от поставок газа из России.

В конце прошлого десятилетия Chevron начала инвестировать в Румынии, Литве и Польше, чей сланцевый потенциал некоторые геологи и специалисты называли наиболее высоким в Европе. «В Польше оценки запасов выше, а правительство заинтересовано в добыче сланцевого газа, чтобы снизить зависимость от газа российского», – говорит Ричард Сарсфилд-Холл из финской консалтинговой компании Poyry.

Однако результаты разведки в Польше разочаровали. Chevron продолжала бурение даже после того, как EIA в 2013 г. снизила оценки запасов сланцевого газа в этой стране на 20%, и другие компании, включая Total, прекратили свои попытки. Летом 2014 г. Chevron покинула Литву. Осенью президент Румынии Клаус Йоханнис заявил, что в его стране, видимо, нет сланцевых нефти и газа. В январе 2015 г. Chevron объявила о решении покинуть Польшу, и из крупных нефтяных компаний там продолжает работу только ConocoPhillips. Тем не менее, в Chevron по-прежнему думают над поиском месторождений сланцевого газа в ЮАР, заявил ее представитель.

ExxonMobil отказалась от фрекинга в Венгрии в 2009 г., в Польше – в 2012 г. Ее попыткам в Германии помешал мораторий, а западные санкции из-за украинского кризиса не позволили ей и другим компаниям участвовать в разработке сланцевых месторождений в России. Сейчас за пределами Северной Америки ExxonMobil продолжает поиск месторождений только в Аргентине и Колумбии.

Shell впервые обсуждала поиск сланцевых месторождений с китайскими властями в 2006 г. В то время ее интересовали и другие страны, включая Швецию, Турцию, Россию и Украину. Однако в последних двух странах ее планам помешал геополитический конфликт и санкции. Швецию Shell покинула в 2011 г. из-за неудач в геологоразведке. В том же году компания обнаружила сланцевый газ в Китае. Однако прогресс затормозили проблемы с инфраструктурой, сложная геология и протесты местных жителей. Прошлой осенью Shell решила прекратить там свои попытки. Сейчас Shell оценивает результаты бурения в Турции и ждет решения правительства ЮАР по проектам в этой стране.

Одним из препятствий для компаний стала высокие расходы на фрекинг за пределами США, при том что нефть подешевела. В новых, неизученных районах для бурения разведочных скважин требуется экспериментировать, также там отсутствует позволяющий экономить эффект масштаба. Так, в Польше и Китае расходы на скважину могут достигать $25 млн, а в США они, в среднем, около $5 млн, отмечает Мелисса Старк из консалтинговой компании Accenture.

По мнению Старк, наиболее вероятными лидерами сланцевой отрасли, кроме США, могут стать Китай, Аргентина и Саудовская Аравия. Там есть сильные национальные нефтяные компании, у которых есть права на добычу местных ресурсов, поддержка правительства и много денег. «Нужен игрок с глубокими карманами, который может работать там несколько лет», - говорит Старк и добавляет, что на эту роль отлично подходят госкомпании.

Перевел Алексей Невельский