СКР: Причиной пожара на Рязанском НПЗ «Роснефти» были действия РЖД
Составитель поезда не оповестил завод о маневрах цистерн с опасным грузом, установили следователиУщерб, причиненный ОАО «НК «Роснефть», ЗАО «РНПК» и ряду других организаций – собственникам поврежденного имущества - более 82,6 млн руб., сообщил СКР. Расследование дело было сложным, указано в сообщении, из-за многочисленных экспертиз и большого объема следственных и процессуальных действий. "Следствием собрана достаточная доказательственная база, в связи с чем уголовное дело направлено для утверждения обвинительного заключения и последующего направления в суд для рассмотрения по существу", - подытожил СКР.
Следственный комитет России (СКР) сегодня сообщил, что расследование крупного пожара, произошедшего 12 февраля 2014 г. на Рязанском НПЗ "Роснефти", завершено. Уголовное дело было возбуждено в отношении одного из составителей поездов станции Стенькино II Московско-Рязанского отделения Московской железной дороги – филиала ОАО «РЖД». Его обвиняли в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 263 УК (нарушение правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта).
Вечером 12 февраля 2014 г., напоминает СКР, на территории ЗАО «Рязанская нефтеперерабатывающая компания» (РНПК) "произошел сход с места стоянки 14 цистерн, которые, неконтролируемо двигаясь по железнодорожным путям, совершили столкновение со стоящими 4 цистернами, груженными метилтретбутиловым эфиром. В результате столкновения содержимое цистерн загорелось. Огнем повреждены трубопроводные эстакады, емкости и резервуары для хранения нефтепродуктов, цистерны, административные здания завода".
Следствие установило, сообщил СКР, что сход цистерн и их столкновение с другими цистернами "произошел в результате нарушений правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного транспорта руководителем маневров - составителем поездов ОАО «РЖД», который не поставил в известность о планируемой маневровой работе на пути необщего пользования ЗАО «РНПК» диспетчера ЗАО «РН-Транс» и не получил от него разрешения на движение по путям малой наливной эстакады ЗАО «РНПК»".
СКР пишет, что составитель поездов также "не убедился в надежном закреплении вагонов – цистерн с противоположной от маневрового локомотива стороны при выполнении маневров по прицепке дополнительных вагонов-цистерн к стоящей на пути группе вагонов, не проверил, нарушилась ли в результате этого правильность установки ранее уложенных башмаков, а также достаточно ли этих башмаков на увеличившееся число вагонов-цистерн, не произвел закрепление сформированной им группы из 14 вагонов-цистерн необходимым количеством тормозных башмаков и не передал по маневровой радиосвязи диспетчеру ЗАО «РН-Транс» информацию о закреплении оставляемых на приемо-отправочном пути вагонов-цистерн с указанием их количества, а также количества и номера тормозных башмаков и с какой стороны они уложены под вагоны, не получив от него (старшего диспетчера ЗАО «РН-Транс») сообщение о необходимом количестве тормозных башмаков для закрепления группы из 14 вагонов-цистерн на пути и разрешение на выезд, тем самым устранив контроль уполномоченных на то лиц".
Сразу после пожара Ространснадзор называл предпосылкой к пожару «грубейшие нарушения» со стороны НПЗ. В сообщении Московской железной дороги (МЖД) говорилось, что представителями завода были самостоятельно изменены нормы закрепления железнодорожного подвижного состава, без согласования с владельцем инфраструктуры - РЖД - и ознакомления работников были внесены изменения в инструкцию, регламентирующую количество тормозных башмаков и места их хранения, изменено расположение негабаритных мест.
Из-за возгорания на подъездных путях Рязанский НПЗ не отгружал нефтепродукты целую неделю.