Подкомиссия восстановила события перед крушением самолета Total во «Внуково»

Водитель снегоуборщика заблудился на поле и не понял, что выехал на ВПП
Сергей Савостьянов
Сергей Савостьянов / ТАСС

Водитель снегоуборщика Владимир Мартыненко заблудился на летном поле "Внуково" перед столкновением с Falcon руководителя Total Кристофа де Маржери. Как сообщает "Интерфакс" со ссылкой на информированный источник, к такому выводу пришла летная подкомиссия, расследовавшая причины авиакатастрофы и восстановившая посекундно хронологию событий. Изучив передвижения снегоуборщика, эксперты подкомиссии пришли к выводу, что Мартыненко отбился от колонны снегоуборщиков и пикапа Ford, в котором с водителем находился начальник смены Владимир Леденев, руководивший уборщиками. Это произошло во время разворота колонны, передает агентство. По версии экспертов, Мартыненко пытался самостоятельно догнать остальных, но по ошибке поехал в другую сторону - за машиной электриков, приехавших осматривать поврежденный сигнальный фонарь. По дороге он пересек взлетно-посадочную полосу, не спросив разрешения диспетчеров. Поняв ошибку, он развернулся и поехал обратно, а в результате выехал наперерез разгонявшемуся самолету. В крови водителя спустя два часа было обнаружено содержание алкоголя в объеме 0,62 мг/л, сообщает агентство. В ходе расследования Мартыненко нарисовал схему своего движения, которая абсолютно противоречит его реальным перемещениям по летному полю, что подтверждает версию о потере ориентировки в пространстве, рассказал источник агентства.

Инженер аэродромной службы Леденев, руководивший уборщиками, после отставания машины Мартыненко в течение трех минут не замечал отсутствия одного из снегоуборщиков, показало расследование. Эксперты не исключают, что он мог потерять бдительность из-за алкогольного опьянения: спустя несколько часов после катастрофы в его крови было обнаружено 0,19 мг/л алкоголя. Также выяснилось, что на протяжение часа Леденев не связывался с диспетчерами, хотя по нормативам должен был делать это каждые 15 минут.

Водители спецмашин прошли медосмотр в аэропорту только перед началом работы 20 октября, показала проверка. После работы распоряжением главврача проверка проводилась "по необходимости", сообщает "Интерфакс". Это, скорее всего, и дало возможность Мартыненко, употребить спиртное, передает агентство. По инструкции, перед началом работы на поле и снегоуборщики, и Леднев должны были пройти медосмотр, пишет "Коммерсантъ". Врач обязан был проверить у них пульс и артериальное давление, но эту процедуру во "Внуково" отменили, потому что она занимала много времени и могла привести к задержкам вылетов. Врач ограничилась визуальным осмотром. "Коммерсантъ" не исключает, что Леденев и Мартыненко уже на момент этого медосмотра могли быть пьяны.

"Интерфакс" сообщает о еще одном нарушении начальника смены. Когда уже началась очистка летного поля от снега, один снегоуборщик вышел из строя. Леденев сопроводил эту машину на ремонт, оставив два других снегоуборщика без присмотра чистить рулежную дорожку. Агентство подчеркивает, что это нарушило правила аэропорта. Когда машина Леденева вернулась к двум оставшимся на поле снегоуборщикам, все три автомобиля выехали в торцевую часть взлетно-посадочной полосы номер 2 (ВПП-2) без согласования с диспетчерами, показало расследование. Там один из водителей увидел сломанный сигнальный фонарь полосы. На место были вызваны мастера, которые забрали его и установили, что все остальные фонари горят и поломка не влияет на безопасность полетов, рассказал источник агентства.

Самолет Falcon де Маржери разбился во "Внуково-3" в ночь на 21 октября при взлете. Он задел выехавший на ВПП снегоуборочный автомобиль, упал и загорелся. Погибли три члена экипажа и руководитель Total. По факту возбуждено уголовное дело, в нем пятеро обвиняемых. Водитель снегоуборочной машины Владимир Мартыненко, диспетчер-инструктор Алексей Круглов и ведущий инженер аэродромной службы Леденев находятся под стражей. Руководитель полетов аэропорта "Внуково" Роман Дунаев и диспетчер-стажер Светлана Кривсун сидят под домашним арестом. Через два дня после катастрофы гендиректор международного аэропорта "Внуково" Андрей Дьяков и его заместитель Сергей Солнцев подали в отставку.