Авиакомпания «Победа» поменяла правила провоза ручной клади

Среди причин - неготовность аэропортов работать по новой модели
А.Махонин
А.Махонин / Ведомости

Авиакомпания «Победа» 12 февраля опубликовала новые правила провоза ручной клади. Пассажиры могут взять с собой до 10 кг багажа, однако теперь они должны сдать их в багаж - кроме определенного списка предметов. Он определен Федеральными авиационными правилами. Среди вещей, которые пассажиры лоукостера «Аэрофлота» могут взять на борт - дамские сумочки и портфели , зонт, верхняя одежда, детское питание, ноутбук, детская люлька, костюм в портпледе и другие. Для того, чтобы взять в салон другую ручную кладь, придется заплатить - 1000 руб. при покупке через сайт, 1500 руб. в аэропорту и 2000 руб. при посадке. Однако при желании пассажир может за плату пронести в салон два места ручной клади. За перевозку еще одного места багажа в специальном отсеке, как и раньше, нужно платить отдельно - например, за чемодан до 15 кг стоимость составляет 999 руб.

Представитель компании сказал «Ведомостям», что в мировой практике ручной кладью считается дамская сумочка, портфель, зонтик - те вещи, которые могут понадобиться пассажиру в полете «Не принято брать в салон самолета тяжелые сумки, которые усложняют процесс посадки и высадки, да и вряд ли добавляют комфорта в полете для большинства пассажиров», - говорит он. Однако источник, близкий к компании, пояснил - на принятие такого решения в том числе повлияло то, что в региональных аэропортах при перевесе и нестандарных габаритах багажа «сотрудники стоек регистрации в отдельных случаях имели возможность брать плату с пассажиров в обход кассы». Он подчеркнул, что речь не идет о сотрудниках авиакомпании.

Собеседник «Ведомостей» добавил, что лишний вес в самолете увеличивает расход топлива, и это приводит к дополнительным расходам.

Из лоукостреров, которые работают в России, только у Wizz air есть опция провоза ручной клади за дополнительную плату. Однако доплата требуется, только когда сумка превышает определенные размеры. Английский лоукостер Easy Jet гарантирует, что пассажиру не предложат сдать в багаж ручную кладь, если она не превышает заданных габаритов - даже если рейс будет заполнен. Компания Air Baltic предлагает два бесплатных места ручной клади по билетам премиальных классов.

Руководитель аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев напоминает, что в практике авиакомпаний в мире применяются специальные шаблоны, которые позволют контролировать размер ручной клади. В то же время в авиабизнесе были случаи, когда компании меняли свои правила, подстраиваясь под практику аэропортов. Так, ограничения на вес сдаваемого багажа были введены по требованию грузчиков аэропортов, которые не могли поднимать тяжелые чемоданы. Однако в данной ситуации, продолжает эксперт, аэропортам сложно приспособиться к ограничениям, которые несет в себе новая для России модель лоукоста. Кроме того, аэропорты не хотят этого делать из-за того, что низкобюджетные авиакомпании «за те же деньги приносят им больше забот».

Научный сотрудник Высшей школы экономики Андрей Крамаренко отмечает ,что разница в выручке от лоукостреров и классических компаний для аэропортов не так велика. По мнению эксперта, новые правила значительно снизят спрос на услуги «Победы». В условиях, когда другие авиакомпании вынуждены демпинговать, плата за багаж как раз составит разницу между ценами на билеты у «Победы» и ее конкурентов, отмечает он.