Рубен Варданян займется перевозками нефти
Инвестиционный бутик Рубена Варданяна и его бывшего коллеги по «Тройке диалог» Михаила Бройтмана купил 40% железнодорожного оператора «Балттранссервис»Совладельцы Globaltrans Никита Мишин, Константин Николаев и Андрей Филатов привлекли партнера в бизнес по перевозке нефти и нефтепродуктов. 40% ООО «Балттранссервис» (БТС) они продали ООО «Варданян, Бройтман и партнеры», рассказал «Ведомостям» источник, близкий к одной из сторон сделки. Это подтвердили представитель бизнесменов и его коллега из «Варданян, Бройтман и партнеры». У Globaltrans после сделки осталось 60% БТС.
БТС - один из крупнейших перевозчиков нефтеналивных грузов в России, странах СНГ и Балтии (см. график). Кроме того, он обладает наиболее устойчивой грузовой базой из всех операторов, говорит гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. В отличие от железнодорожных операторов, парк которых состоит из полувагонов, БТС работает по долгосрочным контрактам с нефтяными компаниями - компания обеспечена загрузкой до 2018 г., отмечает он. Основные направления, на которых работает БТС, - перевозки нефтяных грузов на экспорт с Рязанского НПЗ (принадлежит «Роснефти») и Ярославского НПЗ («Славнефть»). Существенное конкурентное преимущество БТС - оператор владеет собственным парком локомотивов (всего 60) и всей инфраструктурой по обслуживанию локомотивов и подвижного состава. Выручка компании в 2013 г. составила 19,8 млрд руб., чистая прибыль - 5 млрд руб., следует из данных СПАРК.
Правда, нефтяники стремятся все больше сырья и нефтепродуктов транспортировать по трубе, отмечает Бурмистров. В этих условиях оставшийся на железной дороге груз получат те операторы, у которых есть свой груз («Газпром-транс», «РН-транс») либо локомотивы («Трансойл», БТС), говорит эксперт.
Об открытии инвестиционного бутика «Варданян, Бройтман и партнеры» Варданян объявил прошлой весной. «Мы будем заниматься консультированием клиентов, делиться с ними своими знаниями и опытом, будучи при этом соинвесторами проектов. Будем входить в различные проекты с моим собственным капиталом, а также с деньгами наших клиентов и партнеров», - говорил Варданян в интервью «Ведомостям» в апреле 2014 г. Его партнер по проекту - бывший управляющий директор «Тройки диалог» и «Сбербанк CIB» Михаил Бройтман. По данным СПАРК, у Варданяна в компании - 75%, у Бройтмана - 25%.
Покупка БТС логично вписывается в стратегию инвестиционной компании, направленную на диверсификацию портфеля, говорит представитель «Варданян, Бройтман и партнеры». От других комментариев он отказался. Источник в компании сообщил, что это личная инвестиция Варданяна, но управлять активом будет «Варданян, Бройтман и партнеры».
БТС - качественный актив, но, после того как Globaltrans стал мажоритарным акционером компании, для Мишина, Николаева и Филатова доля в БТС стала портфельной инвестицией, говорит их представитель. Была предложена хорошая цена, поэтому актив был продан. Ни о какой продаже других бизнесов речи не идет, Globaltrans остается для предпринимателей «ключевым стратегическим активом», сказал представитель Globaltrans. Представители продавца и покупателя не стали раскрывать сумму и детали сделки. Бурмистров оценивает 40% БТС в 7 млрд руб.
Аналитики «Ренессанс капитала» в своем отчете от 30 января допускали, что Globaltrans может самостоятельно выкупить пакет Мишина, Николаева и Филатова: у компании есть на это средства. У нее на счетах на 30 июня 2014 г. было $124 млн.