Кризис подкосил инвестиции в энергетику

Компании откладывают стройки новых электростанций на будущее: ранее выгодные инвестиции перестали окупаться
С.Портер
С.Портер / Ведомости

В кризис у компаний две проблемы: высокие ставки по кредитам, а также рост курсов валют: оборудование для новых блоков компании в основном покупают за рубежом, следует из объяснений представителей. В иностранной валюте заключаются и сервисные контракты на обслуживание оборудования. Текущий эталонный capex (капзатраты, установлены в договорах) теперь не позволяет выходить на окупаемость проектов, объяснил Федоров.

Из-за кризиса завершение программы ввода новых энергоблоков в России, которая утверждалась еще во время реформы энергетики, может сдвинуться с 2017 г. на 2020 г., заявил в Гонконге гендиректор «Газпром энергохолдинга» Денис Федоров (все цитаты по «Интерфаксу»).

Компания уже обсуждает с Минэнерго либо частичный отказ от исполнения обязательств (по проектам, для которых еще не куплено оборудование), либо перенос сроков вводов «вправо», рассказал Федоров.

Перенос сроков вводов новых энергоблоков с Минэнерго обсуждает и «Квадра», говорит представитель компании. «Интер РАО» на днях уже получило полуторагодовую отсрочку по вводу энергоблока на Пермской ГРЭС. СП ТГК-2 и китайской Huadian ведут переговоры об отсрочке ввода «Хуадянь-Тенинской ТЭЦ», сообщил представитель ТГК-2. Проблема не актуальна только для «КЭС-холдинга»: компания не видит причин корректировать инвестпрограмму, говорит представитель.

Генерирующие компании должны вводить новые блоки по договорам о предоставлении мощности (ДПМ). Договоры подписывались во время реформы: с одной стороны они фиксируют обязательства инвесторов к определенному сроку модернизировать энергосистему, с другой - обязанность потребителей (кроме населения) заплатить за новые блоки высокую цену, обеспечив инвесторам возврат вложений с доходностью (зависит от доходности гособлигаций, в прошлом году - примерно 14%). Если компания вводит энергоблоки позже зафиксированной в договоре даты, она платит штрафы.

Ранее с просьбой предоставить генерирующим компаниями трехлетнюю нештрафуемую отсрочку в Минэнерго обращалось и НП «Совет производителей энергии». Партнерство также просило пересмотреть в структуре затрат ДПМ долю сервисных контрактов и обеспечить льготное финансирование для выполнения обязательств. Но эти предложения компаний в итоговый антикризисный план Минэнерго не вошли.

Отложены могут быть не только стройки, но и сделки. Например, «Генерирующая компания» (Татарстан) до последнего времени вела переговоры с КЭС-холдингом о покупке уже второго договора для строительства новой мощности в регионе (предполагалось строительство на Новоберезниковской ТЭЦ КЭС-холдинга), а теперь откладывает проект, рассказал "Интерфаксу" генеральный директор компании Раузил Хазиев. "С учетом новых экономических условий при прежних параметрах перевода проекта с Новоберезниковской ТЭЦ ДПМ стал экономически нецелесообразным, мы не можем себе позволить реализовывать проект на складывающихся условиях", - рассказал «Ведомостям» первый заместитель гендиректора «Генерирующей компании» Айрат Сабирзанов.

Означает ли это отказ от сделки с КЭС-холдингом, он не уточнил.

КЭС Холдинг уведомления от Генкомпании Татарстана, в котором говорилось бы об отказе от переноса ДПМ не получал, сказал представитель.

Предложения о переносе сроков вводов ДПМ возникли не вчера: еще весной заместитель министра энергетики Вячселав Кравченко на совещании в Минэнерго предлагал компаниям подумать над переносом вводов блоков «вправо» на условиях «амнистии», рассказывали «Ведомостям» несколько собеседников, близких к участникам встречи. Это снизило бы ценовую нагрузку на потребителей и остроту конкуренции на рынке электроэнергии. Дело в том, что программа ДПМ разрабатывалась в докризисные годы, но с тех пор рост энергопотребления не оправдал прогнозов. Ситуация осложняется тем, что правительство никак не может предложить адекватную схему вывода старой мощности с рынка, таким образом промышленные потребители платят и за старые блоки, и за новые, хотя потребности в таком количестве источников энергии у них нет.

Генерирующие компании должны ввести еще 8,9 ГВт мощности, из них 5,8 Гвт ожидается к вводу в этом году, напоминает главный эксперт Центра экономического прогнозирования Наталья Порохова. Ожидалось, что в 2015 г. кредиты составят до 40% всех инвестиций энергокомпаний, говорит она. Нагрузка на потребителей от ввода новых блоков в 2015 г. составит 160 млрд руб., в 2016 г - 200 млрд руб., подсчитала эксперт. При этом, если ставки по кредитам останутся на нынешнем уровне, доходность ДПМ, привязанная к доходности гособлигаций, в следующем году составит 21%, заключает Порохова.

В энергосистеме сейчас огромный потенциал внутренних резервов - порядка 50 Гвт неиспользуемой мощности, напоминает директор НП «Сообщество потребителей энергии» Василий Киселев. В этом смысле для потребителей было бы благом вообще отказаться от вводов новых энергоблоков, заявляет он.

Минэкономразвития готово рассмотреть системные предложения Минэнерго (по изменению инвестпрограмм компаний), однако в настоящий момент их на рассмотрение представлено не было, сообщил представитель ведомства.