Авиакомпаниям господдержка не нужна

Авиакомпании «Аэрофлот» и «Сибирь» просят правительство не спасать «Ютэйр» и предлагают бесплатно до весны перевозить большую часть ее пассажиров
«Аэрофлот» и «Сибирь» бесплатно перевезут пассажиров «Ютэйр», если та уйдет с рынка
«Аэрофлот» и «Сибирь» бесплатно перевезут пассажиров «Ютэйр», если та уйдет с рынка / С. Портер / Ведомости

Вопрос о господдержке «Ютэйр» действительно обсуждается. Но авиакомпания продолжает реализацию программы повышения эффективности, ведет переговоры с кредиторами, партнерами и контрагентами, сообщил представитель перевозчика. Все рейсы выполняются по расписанию, добавил он. Вчера в Минтрансе состоялось рабочее совещание по вопросам поддержки «Ютэйр». «Прайм» со ссылкой на одного из участников встречи передал, что все кредиторы, кроме Альфа-банка, согласны с планом реструктуризации долга.

Об этом говорится в письме генеральных директоров «Аэрофлота» Виталия Савельева и «Сибири» (работает под брендом S7) Владимира Объедкова первому вице-премьеру Игорю Шувалову от 26 декабря (копия есть у «Ведомостей»). Они указывают, что «Ютэйр» несколько лет проводила «политику бессистемной экспансии на фоне растущего рынка, не уделяя должного внимания вопросам эффективности бизнеса». «Такое развитие могло поддерживаться только путем завоевания доли рынка более дешевыми тарифами», что и привело к финансовым проблемам перевозчика.

Господдержка не сможет «обеспечить вывод авиаперевозчика из системного кризиса», категоричны Савельев и Объедков. Отрасли, «которая и без того находится на грани кризиса», будет от этого только хуже. Ведь при дефиците оборотных средств основной целю «Ютэйр» «является привлечение выручки за счет еще более интенсивного демпинга». Поэтому Савельев и Объедков пообещали Шувалову взять на свои компании обязательство безвозмездно перевозить пассажиров «Ютэйр» «в случае немедленного прекращения продаж билетов» с 12 января 2015 г. «с последующим прекращением деятельности с указанной даты». S7 и «Аэрофлот» могут перевезти более 80% пассажиропотока конкурента, остальным будет предоставлена возможность воспользоваться услугами других авиакомпаний либо альтернативными видами транспорта. Работать на таких условиях обе авиакомпании готовы до конца февраля. Возможные затраты на это вряд ли превысят $80 млн, считает аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова.

Источник в правительстве сказал, что письмо расписано ведомствам, совещаний по нему не проводилось. В Минтранс письмо еще не поступило, сообщил его представитель. Представители секретариата Шувалова и Росавиации от комментариев отказались.

В январе - ноябре 2014 г. «Ютэйр», по данным Росавиации, перевезла 8 млн пассажиров. Это третий показатель в стране. На 1-м месте - «Аэрофлот» (21,7 млн), за ним следует «Трансаэро» (12,4 млн), «Сибирь» - на 4-м месте (7,4 млн).

В начале декабря «Ютэйр» допустила дефолт по облигациям на общую сумму 2,7 млрд руб., а затем не исполнила требования о досрочном погашении еще на 281 млн руб. До этого дефолт на 74 млн руб. допустила «дочка» авиакомпании - «Ютэйр-финанс». Всего у «Ютэйр» находятся в обращении облигации на 14,5 млрд руб. Сейчас перевозчик ведет переговоры с кредиторами о реструктуризации долга, превышающего 70 млрд руб.

Вопрос о поддержке «Ютэйр» обсуждается в правительстве с осени, но сама компания попросила о помощи только в декабре. Кроме нее за поддержкой обратилась и «Трансаэро», заявил вчера вице-премьер Аркадий Дворкович. Правительство готово пойти навстречу не только авиаторам, но и другим системообразующим компаниям. «Это могут быть госгарантии, отсрочка налогов, субсидии могут быть», - передал ТАСС слова Дворковича. В конце декабря правительство решило предоставить «Трансаэро» госгарантии на 9 млрд руб. на три года.

Но Объедков выступает против господдержки авиации. В письме президенту Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта Владимиру Тасуну от 16 января (есть у «Ведомостей») он написал, что в целом отрасль не находится в кризисе, а значит, и помогать ей не надо. Проблемы лишь у «отдельных перевозчиков». Они «были спровоцированы очевидными ошибками в управлении». Среди них - избыточный флот при замедлении роста рынка авиаперевозок, «иррациональное формирование и использование парка воздушных судов, непродуманная ценовая политика».

В текущих условиях у государства нет причин прекратить деятельность «Ютэйр». Нельзя сказать, что компания сегодня чувствует себя хуже, чем в конце прошлого года, говорит руководитель аналитической службы агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. «Ютэйр» представила кредиторам план реструктуризации, если он не сработает, тогда к этому вопросу можно вернуться, добавляет он. Тем не менее, по его словам, ситуация, когда на конкурентном рынке одни компании получают господдержку, а другие - нет, не идет на пользу отрасли. Впрочем, нет никаких гарантий, что и устойчивые сейчас компании останутся таковыми и в дальнейшем, если, например, курс рубля продолжит падать, предостерегает Пантелеев.

Представитель «Трансаэро» на запрос «Ведомостей» не ответил.