Европейские компании страдают от обесценения рубля
Потери могут понести компании из разных отраслей, включая BP, Shell, Danone, Renault, LVMHОбвал рубля во вторник и возможность радикальной реакции на это российского правительства усилили беспокойство европейских компаний, активно работающих на российском рынке.
Британской BP принадлежит почти 20% госкомпании «Роснефть»; последняя в июле выплатила BP годовые дивиденды в размере $693 млн. В случае введения некоторых форм валютного контроля эти платежи могут «застрять» в России. Это нанесло бы серьезный удар по финансовой позиции BP, учитывая падение цен на нефть и то, что ей, возможно, придется потратить дополнительно миллиарды долларов в США на выплату компенсаций после аварии в Мексиканском заливе в 2010 г. Как отмечает аналитик Bernstein Research Иэн Пайл, из-за резкого падения курса рубля BP может быть вынуждена снизить стоимость своей доли в «Роснефти».
Автопроизводители, нефтяные компании, банки и производители предметов роскоши понесут серьезные потери, если финансовая и экономическая ситуация в России не стабилизируется. Они потратили годы на развитие бизнеса в нефтезависимой российской экономике. Но если в последние месяцы западные санкции и экономические проблемы России негативно сказывались на их продажах, то падение курса рубля в последнее время, если оно не остановится, может резко усугубить ситуацию.
Экономические проблемы России уже «ограничили рост» итальянского производителя предметов роскоши Salvatore Ferragamo, говорил в ноябре ее финансовый директор Эрнесто Греко. Он отметил, что для компании важен бизнес по продаже парфюмерных изделий в России и на Украине. А итальянские компании из пищевой отрасли рассчитывали, что российский рынок будет для них источником роста в ближайшие годы, отмечает аналитик консалтинговой компании Nomisma Дэнис Пантини, их продажи в России ежегодно росли более чем на 10%.
Курс рубля во вторник рухнул более чем на 12% после того, как Банк России ночью повысил процентную ставку с 10,5 до 17%. Из-за этого подешевели акции ряда европейских компаний из разных отраслей, связанных с российским рынком. Но после того, как министр экономического развития Алексей Улюкаев исключил введение валютного контроля, курс рубля и котировки многих акций восстановились.
У Royal Dutch Shell есть доли в двух российских проектах, которые могут пострадать из-за ограничений на движение капитала. Shell принадлежит 27,5% Sakhalin Energy, оператора газового проекта «Сахалин-2», а также 50% в компании «Салым петролеум девелопмент Н.В.», которая в 2013 г. добывала 145 000 баррелей нефтяного эквивалента в день.
Представители Shell и BP отказались комментировать, как пострадает их прибыль из-за ситуации в России.
На долю российского рынка приходится 11% выручки французской Danone. Россия - ее крупнейший рынок, где находятся 24 завода и работают 13 000 сотрудников. В октябре финансовый директор Danone Пьер-Андре Терисс назвал тренды продаж в III квартале в России «солидными», несмотря на сложную обстановку. Однако ситуация на потребительском рынке заметно изменилась с тех пор, как год назад курс рубля начал снижаться. Продажи в верхнем ценовом сегменте, включая Actimel, продолжили расти, но более дешевой молочной продукции - ухудшились. В компании говорили, что работают над адаптированием линейки товаров к новому тренду. Но связаться с представителем Danone, чтобы она прокомментировала возможное влияние недавнего падения курса рубля на компанию, не удалось.
Альянс Renault-Nissan владеет «АвтоВАЗом», крупнейшим автопроизводителем России, и в отличие от других зарубежных компаний продолжает связывать с российским авторынком большие надежды. Ранее на этой неделе альянс заявил, что создаст новое совместное предприятие с «АвтоВАЗом» для закупок автозапчастей для своих брендов в России.
В ноябре, по данным комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса, продажи автомобилей в России уменьшились только на 1% по сравнению с ноябрем 2013 г.: россияне бросились покупать иномарки до того, как курс рубля снизится еще больше. Особенно выросли продажи люксовых автомобилей. Например, у Porsche они подскочили на 55%.
Россия - важный рынок и для производителей предметов роскоши. LVMH Moet Hennessy Louis Vuitton и Kering много инвестировали в строительство похожих на музеи магазинов в Москве и других российских городах, чтобы угодить покупателям сумочек Louis Vuitton и товаров Gucci. Из-за геополитического кризиса на Украине российские туристы стали меньше ездить за границу, об этом, в частности, говорил аналитикам финансовый директор Kering Жан-Марк Дюпле. Поэтому компании надеялись компенсировать это ростом продаж в России. В Kering от комментариев отказались, а связаться с представителем LVMH не удалось.