«Роснефть» попросила «Транснефть» построить трубопровод до Комсомольского НПЗ
«Роснефть» опять просит «Транснефть» построить трубопровод до ее Комсомольского НПЗ. Стороны два года назад уже пытались договориться, но безрезультатно«Роснефть» вновь предложила «Транснефти» построить нефтепровод от ВСТО до Комсомольского НПЗ, рассказал президент трубопроводной компании Николай Токарев. Отвод можно построить за три года, но «Транснефть» еще изучает проект: «Мы пока считаем, потому что вопрос новый - прошло три года, изменилось многое, и сразу давать или подтверждать готовность мы сегодня не можем. Нам нужно убедиться, что мы не в ущерб нашей инвестиционной программе сможем перераспределить силы и возможности для того, чтобы проект реализовать».
Сейчас «Роснефть» поставляет нефть на Комсомольский НПЗ (мощность - 8 млн т) по железной дороге. В 2012 г. она уже пыталась договориться с «Транснефтью» о строительстве ответвления от ВСТО до НПЗ длиной 350 км к 2017 г. Предполагалось, что «Транснефть» его построит сама, а «Роснефть» компенсирует затраты за счет долгосрочного транспортного тарифа. Но в итоге «Роснефть» не согласилась с ценой строительства, которая, по оценке «Транснефти», составила 53 млрд руб. (с НДС). Сама «Роснефть» оценила проект в 47,5 млрд руб., но без учета объектов внешнего энергоснабжения и приобретения нефти для заполнения нефтепровода. В октябре 2013 г. президент «Роснефти» Игорь Сечин сообщил, что компания начала переговоры с другими подрядчиками.
А «Транснефть» «в конечном счете расформировала дирекцию, которая занималась подготовкой этого проекта», сказал вчера Токарев.
В августе «Роснефть» даже заключила контракт с ООО «Трансстроймеханизация» (структура «Мостотреста») на строительство отвода. Сумма контракта составила 46,9 млрд руб., срок исполнения - до августа 2016 г. Но контракт был расторгнут по обоюдному согласию, сказал источник, близкий к «Трансстроймеханизации». «Заказчик вышел с предложением по изменению условий контракта на проектирование и строительство», - объясняет он причину прекращения контракта. Получить комментарии «Мостотреста» не удалось. Представитель «Роснефти» не ответил на запрос.
Труба экономнее железной дороги. К примеру, транспортные издержки НК «Альянс» при транспортировке нефти по железной дороге до Хабаровского НПЗ в 2013 г. составляли $17-18 за 1 барр., говорит директор аналитического департамента Газпромбанка Александр Назаров. После подключения к трубе, по оценке компании, экономия могла составить $7 за 1 барр. (завод тоже пока не подключен к ВСТО), считает он. По мнению эксперта, ранее озвученная цена строительства трубы снизится в том числе из-за падения цен на трубы и строительные работы. Затраты на строительство «Транснефть» может, как и планировалось, вернуть через тариф, добавляет он.