Главным грузом для российских портов остается нефть
Перевалка грузов в российских портах повторяет структуру экспорта - большая часть приходится на нефть. Минтранс рассчитывает, что так будет не всегда. Но не похоже, что ожидания сбудутсяАФК «Система» планировала создать новый экспортный терминал для нефти и нефтепродуктов, купив терминал Минобороны в Мурманской области. Сохранились ли планы компании по строительству терминала после решения суда передать принадлежащие «Системе» акции «Башнефти» Росимуществу, представитель АФК не раскрывает.
В январе - октябре перевалка грузов через российские порты выросла на 6% до 518,5 млн т, говорится в материалах Ассоциации морских торговых портов (АСОП). При этом динамичнее всего растет перевалка сухих грузов: на 13,3% до 239,9 млн т (в основном за счет угля и зерна). Тогда как наливные грузы прибавили всего 0,5% до 278,6 млн т. К 2030 г. через российские порты будет больше экспортироваться сухих грузов, обещает нам стратегия развития портовой инфраструктуры. Но станут ли российские порты по преимуществу сухогрузными?
Нефть - основной груз
Пока нефть и нефтепродукты остаются главными российскими экспортными грузами: по итогам десяти месяцев их доля в общем грузообороте составила 53,7% от общей перевалки (по итогам 2013 г. было 56,5%). Но эта тенденция поддерживается прежде всего за счет роста перевалки нефтепродуктов: за 10 месяцев перевалка сырой нефти снизилась на 8,4% до 158,5 млн т, тогда как нефтепродукты выросли почти на 15,5% до 107 млн т, свидетельствуют данные АСОП. В прошлом году перевалка нефти выросла (на 5% до 207,5 млн т), но рост в сегменте нефтепродуктов был гораздо динамичнее - на 10,5% до 126 млн т.
Замедление перевалки нефти и увеличение отгрузки нефтепродуктов наблюдается как минимум с 2009 г. (до 2009 г. АСОП данных не предоставляет, см. график). «Нефтяники стали больше перерабатывать нефти внутри России и экспортировать уже готовый продукт - в основном светлые нефтепродукты (дизельное топливо). Для этого в 2000-х гг. компании запустили программы модернизации собственных нефтеперерабатывающих заводов. Стимулирует переработку налоговый маневр в нефтяной отрасти, по которому снизились пошлины на экспорт нефтепродуктов», - говорит директор по инвестициям УК «Универ капитал» Дмитрий Александров.
Перемены в сегменте перевалки нефтяных грузов ощутила группа НМТП (контролируется группой «Сумма» Зиявудина Магомедова и государственной «Транснефтью»), в которую входят терминалы в порту Новороссийск и Приморск. Наливные грузы составили по итогам 2013 г. 83% от всего грузооборота стивидорной компании (117 млн т).
Принадлежащий группе НМТП терминал для экспорта нефти Шесхарис за девять месяцев сократил перевалку на 17% до 57 млн т (по итогам 2013 г. снижение было 17,2% до 91,7 млн т). Зато растет перевалка нефтепродуктов через НМТП: с января по сентябрь - на 12,8% до 21,4 млн т, по итогам прошлого года - на 25% до 24,2 млн т. Но НМТП планирует сосредоточиться на развитии сухогрузных мощностей. До 2020 г. порт хочет увеличить перевалку сухих грузов в 5 раз - до 102 млн т, говорится в материалах компании. Сколько на это понадобится инвестиций до 2020 г., НМТП не раскрывает, отмечая лишь, что в 2014-2016 гг. вложит в развитие «сухих» мощностей 21,8 млрд руб.
Азово-Черноморский бассейн некогда был основным для перевалки нефтяных грузов. Но в прошлом году открылся терминал для перевалки нефти в порту Усть-Луга (принадлежит Gunvor и «Транснефти», к нему выходит экспортная труба Балтийской трубопроводной системы - 2). В 2013 г. терминал экспортировал 23 млн т, говорил гендиректор терминала Константин Хамлай «Интерфаксу» в апреле. За 10 месяцев этого года, по данным ФГБУ «Администрация морских портов Балтийского моря», перевалка нефти в терминале составила 19,7 млн т. Балтийский бассейн по итогам девяти месяцев стал главным для перевалки нефтеналивных грузов. В январе - сентябре их перевалка увеличилась на 2,5% до 102,3 млн т. Перевалка в портах Азово-Черноморского бассейна (ближайший конкурент) увеличилась за девять месяцев этого года на 7% до 89,2 млн т.
Уголь - на максимуме
По итогам 2013 г. перевалка угля достигла максимума за последние шесть лет (см. график), ее объем начал оцениваться трехзначным числом - 101 млн т. Это на 13% больше, чем в 2012 г., и почти вдвое больше, чем в 2008 г. Общий объем экспорта угля вырос на 12,6% по сравнению с 2012 г. до 142,9 млн т, следует из данных Минэнерго. В этом году тенденция роста перевалки сохранилась: в январе - сентябре российские порты обработали на 14,6% больше угля, чем в прошлом году, - 87,4 млн т.
Почти весь уголь переваливается через порты Дальнего Востока (83,5%, по итогам девяти месяцев - 73 млн т) - этот уголь идет на экспорт в страны Азии. Портовые мощности на Дальнем Востоке есть у всех крупных угледобывающих компаний: СУЭК (Ванино), «Кузбассразрезугля» (Восточный), СДС. И они планируют наращивать мощности своих терминалов. В конце 2012 г. за госпакет в Ванинском морском торговом порту сражались все крупные угольщики, но он в итоге достался «Мечелу» за 15,5 млрд руб., у которого и до того был свой терминал в Ванине. Аукцион по продаже контрольного пакета порта стал самым ажиотажным из всех подобных сделок.
Ориентируясь на растущие поставки угля на экспорт через порты Дальнего Востока, правительство согласилось профинансировать расширение железнодорожной инфраструктуры на Дальнем Востоке - Байкало-Амурской и Транссибирской магистралей. Из бюджета и фонда национального благосостояния на это до 2018 г. будет выделено 260 млрд руб., 302 млрд руб. вложит РЖД. Пропускная способность магистралей вырастет на 55-66 млн т в год, говорится в материалах РЖД. Сейчас пропускная способность БАМа и Транссиба - 102 млн т в год.
На дальневосточном рынке перевалки угля появляются и новые игроки: угледобывающая компания «Колмар» (принадлежит структурам Геннадия Тимченко, трейдеру Gunvor и Анатолию Митрошину) построит терминал в бухте Мучка (недалеко от Ванина) мощностью 24 млн т в год. Плюс структуры Тимченко вместе с угледобывающим холдингом СДС построят терминал на 20 млн т в бухте Суходол (недалеко от порта Восточный). О планах по строительству угольного терминала в Восточном несколько лет назад заявила и группа «Сумма» Зиявудина Магомедова: это будет «свободный» порт мощностью 20 млн т в год. Через терминал «Суммы» будет экспортироваться уголь небольших компаний. Чтобы привлечь грузоотправителей, владельцы терминала готовы даже продать им пакет в нем.
К 2035 г. добыча угля (коксующегося и энергетического) вырастет на 15% до 415 млн т, говорится в «Энергетической стратегии России до 2035 г.». Экспорт российского угля к 2030 г. вырастет до 240 млн т, говорится в «Стратегии развития угольной промышленности до 2030 г.». Перевалка угля и кокса к 2030 г. вырастет до 151-154 млн т (по базовому и экспертному сценарию соответственно), в том числе через порты Дальнего Востока - до 84,1-87,8 млн т, говорится в «Стратегии развития морской портовой инфраструктуры до 2030 г.» (утверждена в 2012 г.).
Сухие или наливные
Стратегия развития портовой инфраструктуры до 2030 г. предполагает, что грузооборот российских портов к 2030 г. вырастет вдвое до 1 млрд т, следует из презентации Минтранса об обновленной стратегии развития портов. При этом перевалка сухих грузов будет составлять 60% от общего объема. «Доля наливных грузов в общем грузообороте снизится за счет того, что добыча нефти после 2015 г. стабилизируется и не будет расти такими темпами, как сейчас, - поясняет представитель Минтранса (разрабатывал стратегию). - При этом объем сухих грузов будет расти - и в первую очередь это уголь и контейнеры».
С Минтрансом соглашаются и участники рынка. «Роста экспорта нефти не будет, рост экспорта нефтепродуктов будет ниже чем 5%, поскольку будет расти внутреннее потребление, но доля сухих грузов, с большой долей вероятности, составит в 2030 г. более 60%», - говорит представитель UCL Ports (принадлежит Владимиру Лисину).
Но есть риск, что прогноз транспортного ведомства не осуществится. С начала 2014 г. коксующийся уголь подешевел на 16,7% и уже в июне стоил $120 за 1 т, энергетический потерял в цене 13,9% и в начале лета торговался по $81,8 за 1 т. Это признают и разработчики угольной стратегии: «Основным вызовом развитию угольной промышленности России в настоящее время является превышение предложения угля над спросом, приведшее к долговременному снижению цен на внешних угольных рынках», - говорится в документе. Причины разработчики стратегии видят в стагнации экономики и росте экспорта угля из США. В таких условиях экспорт угля с месторождений Кузбасса может оказаться нерентабельным: «Этот угольный бассейн равноудален как от портов западного направления, так и от портов восточного направления, причем среднее расстояние перевозки в обоих направлениях превышает 4500 км, а доля железнодорожного тарифа в цене у потребителя достигает 40-45%». К тому же в середине октября Китай ввел пошлины на импорт антрацитовых и коксующихся углей - 3%, для каменного угля - 6%, а для всех остальных углей - 5%. Это грозит сокращением экспорта российского угля на 20%, говорит сотрудник одной из угледобывающих компаний.
Еще один проект, на который делает ставку Минтранс, говоря об увеличении экспорта сухих грузов, - развитие сухогрузного района порта Тамань. Его проектная мощность - 98 млн т в год, а объем инвестиций - 200 млрд руб. О своем намерении участвовать в проекте заявляли UCL Ports, Global Ports, «Металлоинвест», Объединенная зерновая компания (ОЗК), «Базовый элемент», СУЭК, «Уралхим». Но ОЗК уже отказалась от участия в проекте в пользу развития перевалки в соседнем Новороссийске. Представитель UCL Ports говорит, что компания «рассматривает варианты участия в инвестиционных проектах в порту Тамань. Global Ports сохраняет интерес к проекту, говорит представитель компании. Представитель «Базэла» не стал комментировать участие в проекте. Представитель «Металлоинвеста» на вопросы не ответил, но источник, близкий к управляющей компании, говорит, что «Металлоинвест» рассматривает возможность выхода из проекта. «Металлоинвест» в октябре заключил соглашение с соседним НМТП о перевалке 10 млн т грузов с 2018 г.
Зато нефтяные компании, наоборот, планируют увеличивать перевалку. Новый терминал для экспорта нефтепродуктов появится в Новороссийске - терминал «Нефтегазиндустрии» (владеет Афипским НПЗ) мощностью 11 млн т в год. Владельцы НПЗ планируют к 2019 г. увеличить производство нефтепродуктов в 4 раза до 12 млн т, сообщал в сентябре «Интерфакс» со ссылкой на представителя «Нефтегазиндустрии».
Плюс стратегия Минтранса не учитывает некоторые проекты нефтяных компаний, о которых стало известно после появления документа. «Лукойл» планирует увеличить до 10 млн т поставки экспортной нефти через свой терминал Варандей (Архангельская область) - в том числе за счет поставок нефти с месторождений им. Требса и Титова. Также «Лукойл» в прошлом году договорился с «Транснефтью» о строительстве трубы с Волгоградского НПЗ компании на терминал в Новороссийске, по которой компания планирует экспортировать 6 млн т нефтепродуктов в год.
Не факт, что и экспорт нефтепродуктов будет расти такими темпами, как сейчас. Александров опасается, что к 2030 г. экспорт нефтепродуктов через морские терминалы может сократиться: «В Европе могут повыситься требования к экологичности топлива, а российские компании будут не готовы к этому».