Санкции против России ударили по немецким компаниям
Бизнес с Россией ведут около 6200 компаний Германии, части из них грозит потеря прибыли и сотрудниковAlexander Schuke Potsdam Orgelbau поставляла органные трубы соборам и концертным залам почти 200 лет и за этот период пережила многое, включая войны и национализацию в бывшей ГДР. Однако экономические последствия конфликта на востоке Украины заставили эту семейную компанию объявить о банкротстве и попросить защиты от кредиторов. Ее проблемы возникли после того, как клиенты с Украины и из России не заплатили около 400 000 евро ($500 000) за два инструмента, на изготовление которых ушли месяцы.
«Такая небольшая компания, как наша, не может справиться с такой недостачей, - говорит ее гендиректор Матиас Шуке. - Мы никогда не сталкивались ни с чем подобным. Россия для нас всегда была очень надежным партнером».
Тесные деловые связи Германии с Россией, появившиеся в результате «восточной политики» ФРГ (Ostpolitik) во время холодной войны, привели к развитию и росту прибыли немецких компаний. Однако теперь они оказались уязвимы из-за побочного эффекта введенных против России международных санкций, сторонницей которых является канцлер Ангела Меркель. Санкции затрагивают банковский и энергетический секторы и ограничивают экспорт в Россию технологий двойного назначения.
За первые восемь месяцев 2014 г. экспорт из Германии в Россию снизился на 16,6% до 20,3 млрд евро. По оценкам страховой компании Euler Hermes, по итогам года он сократится на 20% и будет на 8 млрд евро меньше, чем в 2013 г. Компании, очень сильно зависящие от продаж в России, находятся в крайне сложной ситуации, отмечает Ральф Мойрер, руководитель немецкого подразделения Euler Hermes. До конца года число неплатежеспособных немецких компаний может увеличиться, предупреждает он.
Экспорт Германии в Россию
сумма за три месяца (годовое изменение, %)
Источник: Haver Analytics, FT
Особенно сильно пострадал машиностроительный сектор, для которого Россия - четвертый по значимости экспортный рынок. В прошлом году продажи в Россию составили около 7,8 млрд евро, но сейчас они снижаются. У семейной компании по производству станков Herkules число заказов из России снизилось вдвое. Во многом это объясняется экономической стагнацией в России, падением курса рубля и тем, что российским банкам стало сложнее привлекать финансирование. Обычно на долю России приходилось 15-20% годового оборота компании, составляющего 165 млн евро.
Представители делового сообщества Германии надеялись, что Россия и ЕС смогут быстро урегулировать разногласия по поводу ситуации на Украине, но конфликт продолжается. «Санкции сохранятся еще надолго, - предупреждает Антон Бернер, президент немецкой ассоциации экспортеров BGA. - Мы от них не избавимся... Скорее, они станут жестче».
Хоть на Россию приходится менее 3% всего немецкого экспорта, бизнес с ней ведут около 6200 немецких компаний, поэтому неопределенность ситуации грозит потерей рабочих мест, говорит Ульф Шнайдер, управляющий партнер компании Russia Consulting в Москве. «Если вы спросите людей, предвидят ли они кризис в ближайшие год-два, никто не сможет предсказать это, - утверждает он. - Я вижу риск того, что компании потеряют надежду на лучшие времена и могут сократить часть сотрудников».
Экспорт Германии в другие страны
за 12 месяцев по июль 2014 г., $ млрд
Thomson Reuters Datastream, FT
Около 300 000 рабочих мест в Германии зависят от торговли с Россией. Владимир Путин осторожно напомнил об этой цифре немецкой телеаудитории в недавнем интервью каналу ARD: «Рано или поздно это [санкции] начнет сказываться на вас так же сильно, как и на нас».
Maschinenbau Dahme, поставщик запчастей для сельскохозяйственной техники, возможно, будет вынуждена сократить 10% сотрудников, если из-за кризиса на Украине снизится спрос на тракторы и комбайны, говорит генеральный менеджер компании Штефан Дастиг. В то же время Opel сокращает четверть работников российского завода в Петербурге, Volkswagen приостанавливал на несколько дней производство на заводе в Калуге, а принадлежащий немецкой компании бренд Seat уходит с российского рынка.
Компания IKA поставляет гранулят для рам пластиковых окон. Две трети ее годовой выручки, равной 35 млн евро, приходятся на Украину и Россию. Компания ожидает, что в этом году ее доходы на Украине сократятся вдвое, а в России - на 30%. По словам гендиректора IKA Рейнхарда Бека, украинские клиенты испытывают трудности с обменом гривен на евро для оплаты импорта, а для российских клиентов снижение курса рубля сделало продукцию компании слишком дорогой.
Курс рубля к евро
Источник: Thomson Reuters Datastream, FT
Как предупредил в ноябре производитель лазерных и оптических систем JenOptik, где работают 3500 человек, ограничения на экспорт ударили по продажам его подразделений, занимающихся метрологией и оборонной промышленностью. В октябре компания снизила прогноз по продажам и прибыли по итогам года.
Немецкие компании опасаются, что из-за санкций их российские клиенты развернутся в другую сторону, в частности к Китаю. «Есть риск того, что это не временный эффект, - говорит Шнайдер из Russia Consulting. - Компании волнуются, что затем вернуть бизнес будет сложно и, скорее всего, в долгосрочной перспективе он будет потерян». Бек из IKA согласен, что санкции непродуктивны для его страны: «У России и Германии были хорошие отношения. Но в настоящий момент политика [немецкого] правительства слишком сильно направлена против России».
Но для некоторых немецких предпринимателей политика важнее трудностей в бизнесе. «Я поддерживаю санкции на 100%», - говорит руководитель Herkules Кристоф Тома.