Кто поделит российский нефтесервисный рынок
Из-за санкций структура российского рынка нефтесервисных услуг меняется. На смену иностранцам приходят собственные подразделения компаний, а оборудование с удовольствием готовы поставить китайские компанииОграничения на работу иностранных компаний в России подталкивают нефтяников развивать собственные нефтесервисные подразделения. В начале августа «Роснефть» закрыла сделку по покупке российских и венесуэльских активов Weatherford в области бурения и ремонта за $500 млн. Еще госкомпания договорилась о слиянии с норвежской North Atlantic Drilling Ltd (закрытие сделки перенесли с конца этого года на май 2015 г.). В начале октября гендиректор «Газпром нефти» Александр Дюков говорил, что компания рассматривает возможность вхождения в капитал высокотехнологичного партнера в нефтесервисе.
Необходимость поддерживать добычу на существующем уровне - одна из главных проблем, которую обострили санкции, введенные США и ЕС против России из-за украинского кризиса. Добыча нефти в 2014 г. составит около 520 млн т, но, чтобы ее поддержать, нужно больше бурить. Существующих крупных проектов недостаточно, чтобы компенсировать падение добычи на старых месторождениях, говорил в конце октября вице-президент «Лукойла» Леонид Федун на Национальном нефтегазовом форуме.
Эксплуатационное бурение увеличивать нужно, были единодушны тогда министр энергетики Александр Новак, гендиректор «Сургутнефтегаза» Владимир Богданов и Федун. С 2005 по 2013 г. вместо 50 т добыча нефти на каждый метр проходки стала увеличиваться только на 25 т из-за истощения месторождений, приводил пример Новак. Поэтому для поддержания существующего уровня добычи нужно увеличивать эксплуатационное бурение на 5-7% в год, говорил министр. По мнению Федуна, для сохранения продуктивности необходимо бурить на 50% больше, чем сейчас: 30 млн погонных метров в год против 20 млн.
Рост бурения потребует соответствующего увеличения количества буровых бригад, но из-за санкций это становится проблемой.
Заменить иностранцев
Мировой рынок нефтесервисных услуг в этом году составит $149 млрд, на долю России придется около 17%, к 2019 г. весь рынок вырастет до $200 млрд, прогнозирует Deloitte в своем исследовании нефтесервисного рынка России. Бурение занимает больше половины из $25,9 млрд российского нефтесервисного рынка (см. график). Крупнейший игрок - Eurasia Drilling Company (EDC) Александра Джапаридзе. Доля иностранных компаний на российском нефтесервисном рынке, по данным Deloitte, - около 18%. Причем больше половины приходится на французскую Schlumberger.
Уход с рынка иностранных игроков из-за санкций может обернуться замедлением темпов освоения новых проектов, снизит эффективность добычи, предупреждают аналитики Deloitte. В полугодовой отчетности Schlumberger отмечала, что может недосчитаться почти $40 млн в этом году из-за санкций против России, а в конце сентября начала отзывать из российского офиса сотрудников, имеющих гражданство ЕС и США. Другая американская компания - Halliburton - в мае приостановила работу с компанией «Газпром бурение», принадлежащей попавшему в санкционный список США Аркадию Ротенбергу (впоследствии он продал ее сыну Игорю).
Уход иностранных компаний окажет лишь незначительный и краткосрочный положительный эффект, отмечают аналитики Deloitte. Драйверами станут необходимость поддерживать добычу в традиционных провинциях и освоение новых месторождений. Будет расти и рынок интенсификации ($2,2 млрд в 2014 г.), которая позволяет разрабатывать истощенные запасы зрелых месторождений и трудноизвлекаемые ресурсы.
Несложные операции российские компании могут делать - мощностей достаточно, уже завезенного оборудования может хватить еще года на два, рассказывает совладелец одной из российских нефтесервисных компаний. Проблема в сложных работах - их российские подрядчики пока делать не умеют, добавляет он.
Ключевые нефтесервисные услуги - разведочное и эксплуатационное бурение, текущий и капитальный ремонт скважин, сейсмика - у «Газпром нефти» обеспечиваются в основном российскими игроками, рассказывает представитель компании. Зарубежные подрядчики, как правило, оказывают услуги в секторе бурового сервиса - телеметрическое сопровождение скважин, работа с буровыми растворами, цементирование скважин, отмечает он. Чем важнее используемая технология, чем она более современная, тем выше доля зарубежных подрядчиков в этом виде работ, говорит представитель «Лукойла». Расширения спектра услуг, предлагаемых российскими подрядчиками, пока не видно, добавляет он. В ближайшее время высокотехнологичные услуги в таких сегментах, как исследование скважин на шельфе, сейсморазведка на шельфе, методы hi-tech исследования скважин, будут по-прежнему оказываться преимущественно иностранными компаниями, резюмируют аналитики Deloitte. Весь рынок геофизических работ в 2014 г. Deloitte оценивает в $3,9 млрд.
Роста цен на нефтесервисные услуги нефтяники не прогнозируют. Добиться этого позволяют долгосрочные контракты с подрядчиками, отмечает представитель «Газпром нефти». Близкий к «Лукойлу» источник подтверждает, что цены на услуги нефтесервисов не меняются. Когда нефть дешевеет, нефтяники не допустят роста цен на нефтесервис, говорит он.
Свой нефтесервис: выбор неочевиден
До сих пор компании, напротив, стремились вывести нефтесервисные подразделения из группы. Первым был «Лукойл», который в 2004 г. продал «Лукойл-бурение» Джапаридзе (это и стало началом создания EDC). В 2010 г. совет директоров «Газпром нефти» решил вывести нефтесервисный блок из компании, а к концу 2011 г. основные нефтесервисные активы были проданы. Тогда же Аркадий Ротенберг купил «Газпром бурение» у «Газпрома» за 4 млрд руб. По данным EDC, с 2007 по 2012 г. доля внутренних подразделений нефтяных компаний на рынке бурения сократилась с 59 до 40%, больше половины приходится на «Сургутнефтегаз».
Внутренние подразделения менее эффективны, поскольку им невозможно обеспечить полную загрузку и они ограничены масштабами своей нефтяной компании, отмечает близкий к «Лукойлу» источник. Как показывает практика, использование собственных нефтесервисных подразделений для выполнения типичных операций зачастую приводит к низкому качеству и высокой стоимости услуг, добавляет представитель «Газпром нефти». Однако он отмечает, что для высокотехнологичных работ оптимальной схемой может стать участие в капитале подрядчика.
Сделано в Китае
Потребуются серьезные усилия и время, чтобы заместить импортное оборудование, в течение нескольких месяцев сделать это невозможно, сказал представитель «Лукойла». В первую очередь иностранные технологии и материалы используются при бурении скважин с горизонтальным окончанием, аналогов, даже в опытных образцах, отечественные производители не предлагают, для гидроразрыва пласта (ГРП) поставщики услуг используют в основном импортное оборудование и программное обеспечение, добавляет представитель компании. Сейчас около 20% нефти добывается за счет третичных методов добычи - гидроразрыва, построения сложных скважин, это требует специального навигационного оборудования, говорил в начале октября президент «Лукойла» Вагит Алекперов. Кроме того, у российских компаний нет испытанного, надежного оборудования для заканчивания скважин и специального программного обеспечения, потребуется не менее трех лет, пока оно появится, но это при условии поддержки заказчиков, которые должны принять на себя риски по обкатке технологий и оборудования и будут готовы заплатить больше, чем платят сейчас иностранным компаниям, ведь на первом этапе это будет штучный товар, говорит источник в одной из российских нефтесервисных компаний. Пока российские компании на это не идут, кроме «Сургутнефтегаза», который исторически поддерживал российского производителя, добавляет он.
Сложившаяся ситуация подталкивает компании к импортозамещению и диверсификации подрядчиков, хотя нескольких месяцев недостаточно для кардинальных изменений, рассказывает представитель «Газпром нефти». Наиболее вероятно, что в течение 1-3 лет на российском рынке увеличится доля оборудования из Китая, Кореи, Сингапура, а через 3-5 лет на смену импортным поставщикам могут прийти российские технологии и оборудование в тех сегментах, где они пока не представлены, допускает собеседник. По его словам, не меньше 10 компаний из Китая уже производят оборудование для ГРП, среди них есть несколько высокотехнологичных, как правило, они представляют оборудование, аналогичное западным моделям. Есть предложения по оборудованию для ГРП и со стороны российских производителей, отмечает представитель компании. Аналитики Deloitte также полагают, что существенную выгоду от санкций извлекут китайские производители оборудования.
Китай - заметный игрок на рынке оборудования для нефтедобычи: в 2013 г., по данным IHS Petrodata, китайские компании получили 42 заказа на строительство буровых установок - это больше, чем все другие компании, вместе взятые. В середине прошлого года сингапурская компания Keppel Corporation в числе причин, по которым ухудшились ее финансовые показатели, назвала давление со стороны китайских компаний, которые готовы строить буровые установки по более низкой цене.
«Американские санкции в отношении России помогли нам улучшить взаимодействие с российскими компаниями», - рассказывал в июле «Интерфаксу» заместитель директора по маркетингу Yantai Jereh Oilfield Services Group Яо Женьци. Компания, базирующаяся в китайской провинции Шаньдун, занимает около половины рынка оборудования для добычи сланцевого газа в Китае. Другой китайский производитель - Kingdream Public, принадлежащая Sinopec, ожидает по итогам года значительных продаж в России. Руководство отметило важность этого рынка, сказал «Интерфаксу» представитель компании. Jereh создала в России в сотрудничестве с местными компаниями крупную сеть филиалов гарантийного обслуживания, а также склад запасных частей, сообщал в июне директор по маркетингу компании в России и СНГ Чжун Вэйпинг на выставке в Москве. Российский рынок стал более открытым для китайских компаний, отмечает представитель Shaanxi Aipu Machinery (производитель бурового оборудования).
Российские компании также чувствуют возросшую конкуренцию со стороны китайских компаний: российские нефтяники сами проявляют интерес к китайскому рынку, ведь именно в Китае западные компании производят большую часть своего оборудования, говорит источник в одном из нефтесервисов. Присутствие азиатских компаний на российском рынке значительно увеличится, полагает он.
Большинство компаний провело анализ возможных альтернативных поставщиков технологий и оборудования, активная работа ведется с производителями из Китая и Юго-Восточной Азии, отмечает представитель «Лукойла». Особого внимания требуют те направления, которые позволят минимизировать возможные потери из-за снижения добычи на стареющих месторождениях, говорит он.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)