Корпоративная благотворительность становится инструментом привлечения в компанию молодых талантов

Корпоративная благотворительность становится инструментом привлечения молодых талантов. Для поколения 2000-х, не успевшего много заработать, это важный способ самореализации
Александра Астахова/ Ведомости

Прошлым летом 25-летний Карран Макгриди неделю от рассвета до заката работал в никарагуанском захолустье - в деревне, где нет электричества. Он помогал строить школу. Макгриди - сотрудник финансового департамента General Electric (GE) и волонтер ее благотворительной программы. И хотя Макгриди непросто перенес перелет и испытывал проблемы с желудком, работа в Никарагуа оказалась для него ценным опытом. По его словам, «это была проверка», которую он успешно выдержал: «Все это время ты спишь в домах жителей деревни и занимаешься физическим трудом».

Стабильно жадные. 5%

прибыли компаний до уплаты налогов - столько составляет доля филантропии уже несколько десятилетий. Это значит, что, хотя методы корпоративной филантропии меняются, компании не становятся щедрее. Из-за кризиса доля стала еще меньше. В 2013 г. отчисления на корпоративную благотворительность в среднем составили менее 1% доналоговой прибыли, или $18 млрд, показывают данные Giving USA Foundation

Участники благотворительной программы BuildOn, в которой заняты финансисты GE, построили 660 школ в беднейших странах мира. Для самой компании эта программа превратилась в важный инструмент привлечения молодых талантов. «Она радикально изменила представления сотрудников о нашей компании», - говорит финансовый директор GE Джефф Борнштейн. В 2013 г. GE пожертвовала на благотворительность $215 млн.

Жертвование денег, времени и продукции на благотворительность - отличный способ привлечь в компанию молодые таланты, утверждают эксперты. По их мнению, благотворительные программы - это инструмент, помогающий конкурировать за потенциальных сотрудников с высокотехнологичными компаниями - стартапами, сулящими щедрые опционы.

В новом формате

Новое поколение сотрудников, привыкшее к возможностям соцсетей, также заставляет работодателей пересмотреть формат благотворительности. В августе благотворительная ассоциация ALS, которая привлекает общественное внимание и финансирует исследования болезни Лу Герига (боковой амиотрофический склероз), собрала более $94 млн благодаря акции Ice-bucket challenge, которая превратилась в вирусный флешмоб. В августе 2013 г. результат был куда скромнее - $2,7 млн.

«Молодое поколение самоорганизуется вокруг того, что они ценят и любят... Они собираются вместе не для того, чтобы очистить пляж от мусора, - так было лет 20-25 назад. Они собираются, чтобы обсудить интересующие их вопросы, например, разумного использования воды, энергии, вопросы образования, а также вклад, который они могут внести», - говорит исполнительный директор Intel Foundation Венди Хокинс. Она работает в благотворительных программах Intel с 1990 г., сейчас под управлением фонда $40 млн. В 2013 г. Intel выделила на благотворительные цели дополнительно $60 млн.

Изменения в отношении поколения нулевых к филантропии подстегнул финансовый кризис 2008 г. Компании увольняли сотрудников тысячами и практически не нанимали выпускников университетов - из-за этого многим пришлось выбрать карьеру предпринимателя.

С тех пор экономика США стала сильнее, но тренд сохранился, отмечает заместитель руководителя программы Innovation Initiative Массачусетского технологического института (MIT) Фиона Мюррей. «Работодателям сейчас непросто: когда они ищут сотрудников, им приходится передавать студентам совсем иной месседж», - отмечает она. «Мы можем посмотреть на мировые проблемы с близкого расстояния. Есть ощущение нетерпения, ощущение, что в нашем распоряжении много инструментов - не только компьютерное ПО, но также «железо» и возможности краудфандинга», - добавляет она.

Действенный аргумент

Тридцать девять процентов сотрудников более 300 компаний, участвовавших в опросе, который проводила консалтинговая фирма Achieve для 2014 Millennial Impact Report, говорили, что они обсуждали на собеседованиях при поиске работы благотворительную деятельность компании. Для большинства из них участие компании в филантропии было критичным, чтобы принять решение о работе в ней.

В мае производитель модной одежды Ralph Lauren опубликовал свой первый отчет о корпоративной ответственности. После этого компания столкнулась «со значительным притоком талантов», говорит ее финансовый директор Крис Петерсон. За последние четыре года Ralph Lauren потратила на благотворительность $25 млн. Благотворительные инициативы не просто добавляют компании маркетинговую стоимость, отмечает Петерсон. «У нас целая популяция молодых сотрудников, и между сотрудником и компанией есть эмоциональная связь. Люди хотят работать в компаниях, которые чувствуют свою социальную ответственность», - добавляет он.

Своими руками

Филантропия важна не только для поколения 2000-х. 43-летняя Кэролин Бордерс говорит, что желание помогать самым незащищенным определило ее решение два года назад начать работу в Henry Schein, производящей лекарства и средства личной гигиены. Ежегодно Henry Schein выделяет на филантропию $10 млн деньгами, продуктами и услугами.

Бордерс рассказывает, что приглашали на собеседование несколько компаний из Fortune 500, но Henry Schein на нее произвела впечатление именно своими программами социальной ответственности. Сейчас она занимает пост вице-президента Henry Schein по работе с инвесторами.

В октябре сотрудники Henry Schein раздавали детям школьные принадлежности и школьную форму. В этом году такую помощь получили 5000 детей, а сама программа Henry Schein действует уже 17 лет. «Просто выписать чек недостаточно, - говорит финансовый директор компании Стив Паладино, - здесь требуется личное участие». В этом году он лично помогает шести детям и потратил примерно $900 на покупку одежды, которую они просили.

Благотворители играют

В небольших компаниях, которые зарабатывают мало прибыли, идеи для филантропии нередко исходят именно от молодых сотрудников. Четыре года назад в техасском Остине прошли соревнования по настольному теннису - они были организованы, чтобы познакомить сотрудников стартапов друг с другом. С тех пор соревнования превратились в ежегодное благотворительное событие. Austin Startup Games проводятся среди 16 компаний по нескольким видам спорта, среди которых есть даже экзотические, например настольный футбол и реверси. На соревнованиях было собрано более $100 000 в пользу разных благотворительных фондов, и опыт предполагается распространить на другие города.

«Представители поколения 2000-х готовы прилагать усилия, даже несмотря на то, что денег у них маловато», - говорит 36-летняя Гиллиан Уилсон, старший менеджер по кадрам логистической компании uShip. Уилсон участвует в организации соревнований с самого начала. В ноябре она планирует оставить uShip, чтобы стать исполнительным директором Austin Startup Games.