Тарифы в московских аэропортах будут либерализованы

Тарифы московских аэропортов будут либерализованы, рассчитывают чиновники. Авиакомпаниям инициатива не нравится
Евгений Разумный/ Ведомости

Ассоциация эксплуатантов воздушного транспорта против инициативы ФСТ - об этом она написала Шувалову в четверг. По оценке ассоциации, расходы российских авиакомпаний в аэропортах Москвы превышают 35 млрд руб. в год, из которых регулируемые сборы - около 40%. Либерализация увеличит расходы примерно на 4 млрд руб. В последние годы пассажиропоток в московских аэропортах стабильно рос (см. график). Но операционная рентабельность 41 основной авиакомпании России в первом полугодии упала на 2%, напоминает ассоциация. Аэропортовые сборы (около 15-17% затрат) вырастут, уверен представитель группы S7. Представители «Трансаэро» и «Аэрофлота» не ответили на вопросы.

Федеральная служба по тарифам (ФСТ) вчера опубликовала проект постановления, который предусматривает освобождение аэропортов Москвы и Московской области от тарифного регулирования. Срок вступления изменений в силу не указан. Вначале нужно поправить закон о естественных монополиях. Представитель секретариата первого вице-премьера Игоря Шувалова (курирует аэропорты Москвы) не комментирует, когда тарифы могут быть либерализованы. ФАС дерегулирование в целом поддерживает, говорит представитель службы. Но ФАС предлагает оставить аэропорты в перечне субъектов естественных монополий, чтобы контролировать исполнение закона об иностранных инвестициях, говорится в сентябрьском письме службы в Минтранс.

Аэропорты планируется освободить от регулирования, чтобы создать в Московском авиаузле конкурентную среду и повысить привлекательность аэропортов, в том числе ввиду планируемой передачи их в концессию, объясняет федеральный чиновник. «Сначала может произойти незначительное повышение цен, но не в разы. После тарифы аэропортов могут даже начать снижаться», - отмечает он.

Регулируемые аэропортовые услуги: обеспечение взлета, посадки и стоянки воздушных судов; предоставление аэровокзального комплекса; обеспечение авиабезопасности; обслуживание пассажиров; заправка; хранение авиатоплива. ФСТ пересматривает тарифы не каждый год и, как правило, не выше чем на уровень инфляции, рассказывает представитель службы. Аэропорты подают заявки на изменение. Но в итоге тарифы основываются на расходах, которые «не всегда имеют объективную оценку», отмечает представитель «Домодедово». Например, в 2013 г. арендная ставка за аэродромное имущество выросла в 4,5 раза до 410 млн руб., а сбор за взлет-посадку ФСТ подняла только на уровень инфляции, говорит представитель «Домодедово». Сборы должны обеспечивать деятельность аэропорта на уровне, необходимом для осуществления производственных функций, отмечает представитель «Шереметьево». Он добавляет, что аэропорт не планирует предоставлять скидки авиакомпаниям, но разработает бонусную программу. Представитель «Внуково» на вопросы не ответил.