«Пятерочка» увеличит посещаемость и выручку

«Пятерочка» нашла способ увеличить посещаемость магазинов и выручку. Она будет учитывать в своей отчетности продажи магазинов партнеров, работающих по схеме «магазин в магазине»
Е.Кузьмина
Е.Кузьмина / Ведомости

Магазины «Пятерочка», приносящие ритейлеру номер 2 в России - X5 Retail Group - более половины выручки, будут предоставлять свою расчетно-кассовую инфраструктуру партнерам, которые продают товары в «Пятерочках» по схеме «магазин в магазине», рассказал директор по управлению недвижимостью торговой сети «Пятерочка» Дмитрий Бергельсон. Этот формат предполагает реализацию товаров в торговом зале основного магазина с оплатой как на отдельных кассах партнеров, так и на кассе магазина-арендодателя.

«В этой ситуации это [продажи товаров партнеров] становится нашим оборотом, а магазины - нашими поставщиками формально», - пояснил Бергельсон «Ведомостям». Предполагается, что товары партнеров пойдут в магазины Х5 по договору поставки, уточнил он.

Совокупная выручка «магазинов в магазине» в «Пятерочках» X5 в этом году может составить 60-80 млрд руб., оценивает гендиректор аналитического агентства Infoline Михаил Бурмистров: «У них хорошие показатели проходимости». Выручка «Пятерочек» за январь - сентябрь этого года составила 309,9 млрд руб., выручка всей группы X5 - 452,3 млрд руб.

«Мы будем переводить на такую схему всех - продажи готовой еды, детских товаров, бытовые услуги и др., кроме аптек, потому что для продажи такой продукции нужна лицензия. Это может дать нам несколько процентов трафика на магазин с таким «магазином в магазине», - сказал Бергельсон. По его словам, первые продажи по такой схеме могут начаться на следующей неделе.

Другие форматы X5 Retail - супермаркеты «Перекресток» и гипермаркеты «Карусель» - пока на подобную схему переводить не планируется, добавил представитель X5 Владимир Русанов. Но в некоторых супермаркетах такая схема уже работает - как, например, в ТЦ «Афимолл сити», где хлебобулочные изделия через кассы «Перекрестка» продает «Наш хлеб», сказал вчера президент «Наш хлеб Bakery Group» Ян Зилберлвейт.

Если сервисы будут удобны для покупателя, а цены привлекательны, то это может повысить его лояльность к конкретному магазину и улучшить показатели продаж, рассуждает аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. «В то же время в некоторых случаях льготные арендные ставки для партнеров могут не оправдать себя, если потери дохода от субаренды не будут компенсированы ростом EBITDA ритейлера», - опасается она. Может быть, в точках с наиболее высоким трафиком «Пятерочка» сможет немного увеличить доходы, добавив в расчет арендной платы процент от оборота магазина-партнера, но в целом новая схема не должна серьезно повлиять на рентабельность подразделения, рассуждает Бурмистров. «Новая схема больше ориентирована на увеличение трафика и оборота. Но в то же время при высоком трафике это может увеличивать нагрузку на кассиров и время обслуживания клиентов, здесь могут быть риски. В регионах с высокой конкуренцией, например в Петербурге, это критичный фактор», - говорит эксперт.

Работа с моделью «магазин в магазине» - один из пунктов программы обновления дискаунтеров, которую X5 запустила в прошлом октябре. К тому моменту покупательский поток в сопоставимых магазинах «Пятерочки» падал уже два года. Чтобы вернуть покупателей, X5 решила обновить вид торговых точек и логотип «Пятерочки», изменила ассортимент за счет роста доли свежей продукции, сократила площади подсобных помещений и расширила торговые залы.

Также ритейлер начал пересматривать отношения с партнерами, которым сдавал в аренду торговые площади в дискаунтерах. «Мы боремся за новых клиентов, за трафик», - говорит Бергельсон. К примеру, теперь компания готова привлекать партнеров, которые продают продукты питания, схожие с ее собственным ассортиментом. Они «неизбежно каннибализируют продажи», но при правильных расчетах и учете дополнительного трафика синергетический эффект преобладает, считает Бергельсон. «Магазины в магазине» также получают льготные условия аренды: фиксированный платеж на покрытие расходов ритейлера на коммунальные услуги плюс процент от оборота.