Крупные диверсифицированные корпорации полюбили разделяться

С начала года компании по всему миру продали или отделили подразделения и дочерние компании общей стоимостью $1,6 трлн
Tony Avelar
Tony Avelar / Bloomberg

Долгое время для американских корпораций большой размер был синонимом успеха. Генеральные директора стремились расширить бизнес, а инвесторы искали в таких компаниях защиту от внезапных изменений на рынке. Но сейчас ситуация изменилась. Инвесторы требуют от компаний отделить медленно растущие подразделения и сосредоточиться на наиболее многообещающих операциях.

Конгломераты создавались и разрушались и раньше. Но нынешний тренд необычайно силен, поскольку его во многом движут активисты хедж-фонды, накопившие для инвестирования, по данным HFR, $111 млрд. Такие денежные резервы позволяют им нацеливаться на все более крупные корпорации. По данным Dealogic, с начала года корпорации по всему миру продали или отделили подразделения и дочерние компании общей стоимостью $1,6 трлн. Только в 2007 г. темпы были быстрее.

Конечно, это касается не всех компаний. Например, американская телекоммуникационная компания AT&T собирается приобрести за $49 млрд оператора спутникового телевидения DirecTV. Тем не менее тон дискуссий на собраниях советов директоров изменился, и топ-менеджеры стали внимательнее анализировать портфели своих активов.

В понедельник HP объявила об отделении бизнеса по выпуску персональных компьютеров и принтеров от бизнеса по производству серверов и корпоративных услуг. От PepsiCo инвесторы требуют разделить подразделения газированных напитков и закусок. Даже General Electric критикуют на Уолл-стрит за то, что она продает оборудование для медицинской диагностики вместе с оборудованием для электростанций, авиадвигателями и локомотивами.

Как утверждают в Trian Fund Management, теперь компании должны заслужить привилегию быть конгломератом. С точки зрения специалистов фонда-активиста, диверсификация бизнеса редко окупается. Этот аргумент они используют в кампаниях, направленных против PepsiCo и химического гиганта DuPont. Обе компании сопротивляются разделению бизнеса. Правда, недавно DuPont объявила о планах отделить подразделение, приносящее ей около 20% выручки.

Справедливость аргументов Trian находит некоторое подтверждение в статистике. Котировки акций диверсифицированных североамериканских корпораций с 2000 по 2010 г. в среднем были на 11,4% ниже, чем у более специализированных конкурентов, показало исследование Анила Шивдасани, профессора финансов бизнес-школы Кенэна-Флэглера Университета Северной Каролины. А акции компаний, объявивших о выделении подразделений в самостоятельные структуры в среднем были на 6% дороже, чем у конкурентов в течение трех месяцев после объявления. Это подтверждается и исследованием профессора финансов Дартмутского колледжа Эспена Экбо и Карин Торбурн из Норвежской школы экономики в Бергене. Они обнаружили, что объявление о разделении бизнеса в среднем поднимает котировки акций материнской компании на 3,3%.

Но в долгосрочной перспективе влияние такого решения на стоимость акций не так очевидно. Джей Риттер, профессор финансов Университета Флориды, изучил с 1980 г. 166 случаев, когда компании с доходами более $1 млрд проводили IPO своих подразделений, и пришел к выводу, что это не влияет на стоимость их акций. К подобным результатам приводили и другие исследования.

В понедельник котировки акций HP выросли на 4,7% после объявления о разделении компании на две части. Гендиректор HP Мег Уитман заявила, что новые компании будут придерживаться совершенно разных курсов. Бизнес по производству персональных компьютеров и принтеров будет источником денег для возврата средств акционерам. Тогда как вторая компания, Hewlett-Packard Enterprise, которую будет возглавлять Уитман, сосредоточится на росте с помощью инвестиций в новые продукты и сделок по приобретению других компаний.

Однако такие планы не всегда срабатывают. Когда в 2011 г. корпорация ITT разделилась на три независимые компании, ее руководство связывало большие надежды с Xylem, производителем насосов, клапанов и водяных фильтров. Однако с тех пор ее выручка почти перестала расти, а акции подорожали на 36%, тогда как за этот же период индекс S&P 500 вырос на 53%. А акции ITT, производящей тормозные колодки для автомобилей и насосы для нефтехимической отрасли, с тех пор подорожали более чем вдвое.

Классическая история разделения бизнеса произошла с табачной компанией Philip Morris. В 1988 г., пытаясь диверсифицировать бизнес, она приобрела Kraft Foods. Но в 2007 г. компания, которая теперь называется Altria, избавилась от Kraft Foods, распределив все ее акции между акционерами. Годом позже Altria выделила международные операции в компанию Philip Morris International. Теперь рыночная капитализация Altria составляет $315 млрд. С 2007 г., когда произошло отделение Kraft Foods, ее акции подорожали на 71%. Для сравнения: за этот же период индекс S&P 500 вырос на 38,5%.

Одним из главных противников разделения бизнеса является американская компания 3M. Она производит самую различную продукцию, включая клеи, абразивы, покрытия для различных поверхностей, скотчи, пленки для компьютерных экранов и электронные системы для библиотек. Однако у ее инвесторов вряд ли когда-либо возникали мысли обсудить разделение компании. Дело в том, что 3M постоянно получает прибыль и за последние 56 лет регулярно увеличивала дивидендные выплаты, говорит Джеффри Спраг из Vertical Research Partners. Отношение цены акций 3M к прогнозной прибыли в 2015 г. составляет примерно 17, тогда как у General Electric оно равно 15, отмечает Спраг. В такой ситуации тяжело выдвигать аргументы в пользу необходимости каких-либо радикальных перемен, говорит он.

«Тезис о попытках оптимизации акционерной стоимости путем разделения или же диверсификации бизнеса - один из самых спорных в компаниях, - говорит Дэвид Хаффнер, гендиректор Leggett & Platt, производящей мебель, автозапчасти и другие виды продукции. - Я опасаюсь, что, если мы разделим бизнес, он необязательно станет более прибыльным. По-моему, напротив, увеличатся накладные расходы и издержки, связанные с надзором за бизнесом».

Бесспорно одно: участившееся разделение компаний - это хороший тренд для Уолл-стрит. По данным Dealogic, с начала года это позволило инвестбанкам заработать $9,4 млрд комиссионных.

Перевел Алексей Невельский