Минкомсвязи разработало единую методику оценки качества мобильной связи

Минкомсвязи подготовило единую методику оценки качества связи сотовых операторов. Они теперь не смогут пенять на некорректность измерений
Д.Абрамов/ Ведомости

Проект методики оценки качества связи Минкомсвязи направило на рассмотрение руководителям МТС, «Вымпелкома», «Мегафона», Tele2, а также в Роскомнадзор и департамент информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы, следует из документа (копия есть у «Ведомостей»). Методика нужна для унификации правил и требований к проведению замеров качества связи, следует из проекта, он подробно описывает, по каким параметрам и как его измерять.

Минкомсвязи выделяет 10 ключевых показателей, среди которых доли неуспешных попыток дозвониться в общем количестве звонков, обрывов соединения, недоставленных sms, радиопокрытие сотовой сети и т. п. При измерениях будет учитываться такой параметр, как качество передачи (разборчивость) речи: оно определяется сравнением звука эталонного качества с тем, что слышит абонент. В методике также скрупулезно расписаны процедуры измерения качества связи. Например, при тестировании голосовой связи тестовый звонок должен занимать 180 секунд: 20 отводится на дозвон, 120 - собственно на соединение, еще 40 - на завершение вызова. Рекомендованная скорость движения транспортного средства, на котором проводится тестирование, - 40 км/ч и т. д.

Методика впервые определяет критерии оценки качества передачи данных (время загрузки страницы и т. д.), рассказывает сотрудник профильного ведомства. За основу взяты только критерии, которые напрямую отражаются на абоненте, причем независимо от технологии сотовой связи: 2G, 3G или 4G, добавляет он.

Создать методику поручила правительственная комиссия по связи под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича, говорится в документе. На заседании комиссии в июне министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров предложил создать систему публичного контроля за качеством связи: государство должно постепенно отойти от регулирования качества связи - это должен делать рынок, но для этого нужно, чтобы у абонента была возможность осознанно выбирать оператора. Она появится, если заработает система публичного мониторинга качества услуг связи, объяснял министр. В ответ Дворкович поручил регуляторам, в том числе Минкомсвязи, вместе с сотовыми операторами выработать методику мониторинга качества связи.

Методика поступила на согласование в Роскомнадзор, в ходе согласования ведомство планирует внести в нее незначительные коррективы, говорит замруководителя ведомства Олег Иванов. В подготовке участвовали сотовые операторы и ДИТ, рассказывает он, компании помогли приблизить методику к международным стандартам, привнесли в нее больше конкретики.

Руководствуясь методикой, Роскомнадзор до конца года намерен измерить качество связи в городах - столицах семи федеральных округов, а также в Казани и опубликовать результаты тестов - впоследствии он планирует регулярно публиковать данные на специальном портале, обещает Иванов. По его словам, на основе методики измерять качество связи смогут все желающие. Организации и независимые тестеры, до сих пор измерявшие качество связи, не следовали каким-либо единым правилам и стандартам - поэтому полученные ими данные неизменно вызывали нарекания со стороны операторов, не занявших «призовых» мест, упреки в некорректности и ангажированности, напоминает Иванов.

Результаты независимых исследований качества связи неоднократно вызывали нарекания со стороны операторов. Никакая методология исследований, которые проводятся в основном ради публикации результата, не выдерживает критики, они полностью зависят от заказчиков, уверен представитель МТС Дмитрий Солодовников. Единственная цель замеров - манипуляция общественным мнением, реальной информации, например о скорости мобильного интернет-доступа, они не дают, комментировал он результаты одного из таких тестов.

Наиболее достоверные данные о качестве мобильного интернета могут дать многомиллионные пользовательские замеры с помощью Speedtest, добавляет Солодовников.

ДИТ был одним из инициаторов и соавторов единой методики и обращался в правительство России с предложением организовать в Москве пилотную зону по ее обкатке, говорит представитель департамента Елена Новикова. Мэрия готова проводить измерения, если будет уполномочена для этого Роскомнадзором, отмечает она. Опыт таких измерений у московских властей есть, напоминает Новикова. В 2012 г. Роскомнадзор разработал методику контроля качества, предложив 25 параметров, в числе которых доля неуспешных вызовов, среднее время установления вызова, время доставки sms, среднее время авторизации пользователя в сети. В июне - июле 2013 г. Роскомнадзор и ДИТ опробовали новую методику - качество голоса оставляло желать лучшего у всех операторов, признавал Иванов. Повторный тест показал улучшение качества.

«Вымпелком» получил вариант методики, операторы активно привлекались к ее разработке, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Методика должна дать свод единых согласованными с участниками рынка рекомендаций по измерению качества связи, воспользоваться которыми смогут все желающие, считает она.

«Мегафон» готов к регулярным измерениям качества связи и публикации их данных - компания занимает сильные позиции на рынке, говорит его представитель Олеся Яременко: «Хотелось бы, чтобы абоненты могли руководствоваться достоверными и объективными сведениями о качестве связи при выборе оператора».

МТС уже подготовила ответ на письмо регулятора, говорит Солодовников. Еще в июле 2013 г. МТС и «Яндекс» запустили сервис мониторинга качества связи, напоминает он. В меню сервиса «Яндекс.Карты» абоненты МТС имеют возможность выбрать пункт «Мониторинг связи МТС» и указать одну из опций, характеризующих уровень связи в месте нахождения абонента. Место, где отмечены затруднения, определится автоматически и информация немедленно поступит в службу технической поддержки МТС, уверяет Солодовников. Также МТС использует для улучшения качества мобильного доступа в интернет данные компании Ookla десятки миллионов замеров скоростей мобильного интернета в тех местах, где пользователи регулярно подключаются к нему, добавляет он.

Мониторинг, проведенный по единым для всех операторов методикам, будет способствовать повышению качества услуг, считает представитель Tele2, также участвовавшей в разработке методики, Константин Прокшин.

Представители Минкомсвязи не ответили на запрос «Ведомостей».