Минкомсвязи разработало единую методику оценки качества мобильной связи
Минкомсвязи подготовило единую методику оценки качества связи сотовых операторов. Они теперь не смогут пенять на некорректность измеренийПроект методики оценки качества связи Минкомсвязи направило на рассмотрение руководителям МТС, «Вымпелкома», «Мегафона», Tele2, а также в Роскомнадзор и департамент информационных технологий (ДИТ) правительства Москвы, следует из документа (копия есть у «Ведомостей»). Методика нужна для унификации правил и требований к проведению замеров качества связи, следует из проекта, он подробно описывает, по каким параметрам и как его измерять.
Минкомсвязи выделяет 10 ключевых показателей, среди которых доли неуспешных попыток дозвониться в общем количестве звонков, обрывов соединения, недоставленных sms, радиопокрытие сотовой сети и т. п. При измерениях будет учитываться такой параметр, как качество передачи (разборчивость) речи: оно определяется сравнением звука эталонного качества с тем, что слышит абонент. В методике также скрупулезно расписаны процедуры измерения качества связи. Например, при тестировании голосовой связи тестовый звонок должен занимать 180 секунд: 20 отводится на дозвон, 120 - собственно на соединение, еще 40 - на завершение вызова. Рекомендованная скорость движения транспортного средства, на котором проводится тестирование, - 40 км/ч и т. д.
Методика впервые определяет критерии оценки качества передачи данных (время загрузки страницы и т. д.), рассказывает сотрудник профильного ведомства. За основу взяты только критерии, которые напрямую отражаются на абоненте, причем независимо от технологии сотовой связи: 2G, 3G или 4G, добавляет он.
Создать методику поручила правительственная комиссия по связи под председательством вице-премьера Аркадия Дворковича, говорится в документе. На заседании комиссии в июне министр связи и массовых коммуникаций Николай Никифоров предложил создать систему публичного контроля за качеством связи: государство должно постепенно отойти от регулирования качества связи - это должен делать рынок, но для этого нужно, чтобы у абонента была возможность осознанно выбирать оператора. Она появится, если заработает система публичного мониторинга качества услуг связи, объяснял министр. В ответ Дворкович поручил регуляторам, в том числе Минкомсвязи, вместе с сотовыми операторами выработать методику мониторинга качества связи.
Методика поступила на согласование в Роскомнадзор, в ходе согласования ведомство планирует внести в нее незначительные коррективы, говорит замруководителя ведомства Олег Иванов. В подготовке участвовали сотовые операторы и ДИТ, рассказывает он, компании помогли приблизить методику к международным стандартам, привнесли в нее больше конкретики.
Руководствуясь методикой, Роскомнадзор до конца года намерен измерить качество связи в городах - столицах семи федеральных округов, а также в Казани и опубликовать результаты тестов - впоследствии он планирует регулярно публиковать данные на специальном портале, обещает Иванов. По его словам, на основе методики измерять качество связи смогут все желающие. Организации и независимые тестеры, до сих пор измерявшие качество связи, не следовали каким-либо единым правилам и стандартам - поэтому полученные ими данные неизменно вызывали нарекания со стороны операторов, не занявших «призовых» мест, упреки в некорректности и ангажированности, напоминает Иванов.
Результаты независимых исследований качества связи неоднократно вызывали нарекания со стороны операторов. Никакая методология исследований, которые проводятся в основном ради публикации результата, не выдерживает критики, они полностью зависят от заказчиков, уверен представитель МТС Дмитрий Солодовников. Единственная цель замеров - манипуляция общественным мнением, реальной информации, например о скорости мобильного интернет-доступа, они не дают, комментировал он результаты одного из таких тестов.
Наиболее достоверные данные о качестве мобильного интернета могут дать многомиллионные пользовательские замеры с помощью Speedtest, добавляет Солодовников.
ДИТ был одним из инициаторов и соавторов единой методики и обращался в правительство России с предложением организовать в Москве пилотную зону по ее обкатке, говорит представитель департамента Елена Новикова. Мэрия готова проводить измерения, если будет уполномочена для этого Роскомнадзором, отмечает она. Опыт таких измерений у московских властей есть, напоминает Новикова. В 2012 г. Роскомнадзор разработал методику контроля качества, предложив 25 параметров, в числе которых доля неуспешных вызовов, среднее время установления вызова, время доставки sms, среднее время авторизации пользователя в сети. В июне - июле 2013 г. Роскомнадзор и ДИТ опробовали новую методику - качество голоса оставляло желать лучшего у всех операторов, признавал Иванов. Повторный тест показал улучшение качества.
«Вымпелком» получил вариант методики, операторы активно привлекались к ее разработке, говорит представитель оператора Анна Айбашева. Методика должна дать свод единых согласованными с участниками рынка рекомендаций по измерению качества связи, воспользоваться которыми смогут все желающие, считает она.
«Мегафон» готов к регулярным измерениям качества связи и публикации их данных - компания занимает сильные позиции на рынке, говорит его представитель Олеся Яременко: «Хотелось бы, чтобы абоненты могли руководствоваться достоверными и объективными сведениями о качестве связи при выборе оператора».
МТС уже подготовила ответ на письмо регулятора, говорит Солодовников. Еще в июле 2013 г. МТС и «Яндекс» запустили сервис мониторинга качества связи, напоминает он. В меню сервиса «Яндекс.Карты» абоненты МТС имеют возможность выбрать пункт «Мониторинг связи МТС» и указать одну из опций, характеризующих уровень связи в месте нахождения абонента. Место, где отмечены затруднения, определится автоматически и информация немедленно поступит в службу технической поддержки МТС, уверяет Солодовников. Также МТС использует для улучшения качества мобильного доступа в интернет данные компании Ookla десятки миллионов замеров скоростей мобильного интернета в тех местах, где пользователи регулярно подключаются к нему, добавляет он.
Мониторинг, проведенный по единым для всех операторов методикам, будет способствовать повышению качества услуг, считает представитель Tele2, также участвовавшей в разработке методики, Константин Прокшин.
Представители Минкомсвязи не ответили на запрос «Ведомостей».