Суд фактически разрешил российским каналам копировать чужие телепрограммы
Формат, или концепция, телепередачи не защищен авторским правом, решил суд, разбирая конфликт между «Первым каналом» и Endemol. Получается, каналы могут копировать идеи конкурентов«Первый канал» не нарушал права Endemol, когда выпустил в эфир шоу «Точь-в-точь», решил вчера Арбитражный суд Москвы. Endemol обвиняла «Первый» в том, что «Точь-в-точь» полностью скопировано с Your Face Sounds Familiar («Ваше лицо кажется мне знакомым»), оригинального формата этого международного производителя, созданного в Испании в 2011 г. Соответствующий иск к каналу производитель, точнее, его испанское подразделение, подал в апреле. Это чуть ли не первое обвинение в суде российского канала в копировании оригинального западного формата (т. е. концепции передачи, которая содержит рекомендации по ее созданию, - сценарий, декорации, логотип и т. д.).
Иску предшествовал конфликт между «Первым» и «Вайт медиа», российской дочерней компанией Endemol (см. врез). Сейчас «Вайт медиа» производит по формату Endemol шоу «Один в один» для «России 1». Сюжет обеих программ основан на том, что известные артисты пародируют других исполнителей, а члены жюри оценивают их выступления. Вчера на суде адвокат Endemol привел данные соцопроса, проведенного ВЦИОМом, что большинство зрителей не видят разницы между двумя шоу. «Точь-в-точь» - копия формата Endemol, настаивал он, авторские права компании нарушены, показ этого шоу должен быть запрещен.
Представитель «Первого» в суде не отрицал, что программы похожи: «Но в нашем шоу не использовано ни одного элемента из «Один в один», охраняемого авторским правом». Российским законодательством не предусмотрен такой охраняемый объект авторского права, как формат, напомнил он, а предусмотренные элементы - логотип, музыкальную заставку, декорации - «Первый» придумал для «Точь-в-точь» сам. Меньше чем через два часа после начала заседания судья вынес вердикт в пользу «Первого».
«Мы давно понимали, что у этого иска нет юридических перспектив, решение суда это доказало», - сказала вчера представитель «Первого» Лариса Крымова.
«Иллюзий у нас, конечно, не было, но была надежда, что судья хотя бы постарается разобраться в вопросе, - заявил вчера «Ведомостям» Тимур Вайнштейн, основатель «Вайт медиа». - Для нас это вопрос уважения к себе, поэтому мы будем биться до конца и, конечно, подадим апелляцию». В российском законодательстве действительно нет прямого упоминания формата, признает он, поэтому Endemol постаралась доказать в суде, что была скопирована идея шоу, его элементы. Такая резкая позиция суда сильно повлияет на рынок, уверен Вайнштейн: «Получается, теперь НТВ может сделать свое шоу «Голос», если будет использовать другие декорации. «Первый» просто открыл ящик Пандоры - зачем платить за оригинальный формат, если можно просто скопировать идею?»
Отечественные каналы очень часто используют для создания своих шоу концепции и идеи программ, которые уже популярны в других странах, и покупают их форматы у международных производителей. Этот рынок в России действует по неформальным правилам, говорят опрошенные «Ведомостями» сотрудники телекомпаний: «Такого юридического понятия в наших законах нет, но чаще оригинальную идею шоу предпочитают купить, а не копировать». Во-первых, это позволяет иметь хорошие взаимоотношения с западными поставщиками контента, для которых продажа форматов давно огромный рынок, который они рьяно защищают. Во-вторых, порой проще воспользоваться ценным чужим опытом, вместо того чтобы набирать с нуля свой. Наконец, если все каналы в общем и целом признают эти правила, получение эксклюзивного права на использование какого-либо западного формата на территории России хотя бы частично гарантирует, что твою передачу не скопирует другой канал. С другой стороны, есть случаи, когда российские каналы явно использовали западную идею без договоренности с ее создателем. Но тогда, как правило, они заметно меняли оригинальную концепцию, добавляли свои элементы и т. д. «Достаточно иначе посадить жюри и изменить декорации - и доказать потом, что это калька с чужого формата, практически невозможно. На российском телевидении такая практика давно распространена», - говорит президент телекомпании «Амедиа» Александр Акопов.
Собеседники «Ведомостей» разошлись во мнениях, как повлияет такой прецедентный вердикт суда на использование форматов в России. Часть из них полностью согласны с негативным прогнозом Вайнштейна и ожидают, что каналы, прежде всего небольшие, вовсю начнут воровать концепции передач, в том числе у российских конкурентов, а не только на Западе. Другие указывают, что конфликт между «Первым» и Endemol - это особая ситуация и выводы из нее неприменимы к рынку в целом.