Судьба крупных слияний и поглощений стала зависеть от небольших юрисдикций
Более 100 государств претендуют на то, чтобы их антимонопольные органы могли проверять сделкиВ первой половине 2014 г. глобальный объем слияний и поглощений составил $1,57 трлн, свидетельствуют данные Mergermarket. Это самое большое значение данного показателя с 2007 г. Однако сейчас, чтобы состоялись крупные слияния, компаниям необходимо получить одобрение антимонопольных органов не только из США и ЕС. Все больше стран, включая Китай, Бразилию и даже Украину, тоже хотят иметь право голоса по этому вопросу.
Сейчас более 100 государств претендуют на то, чтобы их антимонопольные органы могли проверять подобные сделки. Они используют различные подходы для оценки того, не скажется ли слияние негативно на потребителях. Некоторые также рассматривают дополнительные факторы, например воздействие сделки на развитие национальной экономики.
Быстрое увеличение числа антимонопольных органов создает проблемы крупнейшим корпорациям, которые стремятся к слиянию, поскольку издержки увеличиваются, а времени для заключения сделки требуется больше. Например, производители цемента Holcim и Lafarge могут ждать дольше года, прежде чем их слияние, в результате которого должна появиться компания с рыночной капитализацией более $50 млрд, будет одобрено примерно в 20 юрисдикциях. А американскому производителю медицинского оборудования Medronic для покупки ирландского конкурента Covidien почти за $43 млрд необходимо разрешение регуляторов в таких странах, как Китай, Россия, Израиль, Япония, Южная Корея и Турция.
В некоторых случаях компаниям приходится идти на уступки местным властям. Например, Microsoft пообещала выдать лицензии на некоторые патенты китайским производителям смартфонов, чтобы Китай одобрил ее сделку по покупке мобильного бизнеса Nokia.
Стремление стран влиять на международные сделки объясняется разными факторами. Некоторые развивающиеся страны хотят защитить своих потребителей, когда выходят на мировые рынки. А для некоторых относительно новых государств это также способ получить дополнительные сборы и уступки со стороны участников сделки, отмечают эксперты. Так, африканский экономический блок КОМЕСА, объединяющий 19 стран Восточной и Южной Африки, может взимать с компаний $500 000 за одобрение сделки. Это почти вдвое больше максимально возможного сбора в США.
Конечно, для слияния компании не обязаны получить одобрение регуляторов во всех странах. Но, как показывают последние сделки, они стремятся получить его во все большем количестве стран. Антимонопольные юристы для иллюстрации трудностей, с которыми могут столкнуться компании, приводят в пример сделку Microsoft и Nokia. Компаниям потребовалось восемь месяцев и одобрение антимонопольных органов из 17 юрисдикций для завершения сделки, хотя, по мнению большинства специалистов, сделка не должна была вызвать у них вопросов.
Также компаниям теперь становится трудно заранее определить, какие страны могут потребовать право на проверку сделки, поскольку это зависит от ее размера, размера компаний и объема торговли, относящегося к каждой юрисдикции. «У всех крупных юридических компаний есть список, который часто начинается Албанией и кончается Зимбабве. И необходимо проверять весь список, от юрисдикции к юрисдикции», - говорит Уильям Блументал из Sidley Austin.
Как вспоминает юрист Стивен Эксин из Axinn, Veltrop & Harkrider, однажды во время многомиллиардной сделки энергетические компании опасались возможных задержек, если потребуется одобрение органов из Экваториальной Гвинеи. Однако этого не потребовалось, и сделка состоялась. По его словам, число антимонопольных органов из разных юрисдикций уже «поразительное». «Еще 15 лет назад мы бы и не вели этот разговор. Большинство из них появились в последние 10 лет», - говорит он.
Юрисдикции некоторых стран, включая Украину, становятся для компаний настоящей головной болью, отмечают специалисты. По их словам, в работе украинских органов сложно разобраться и они могут помешать сделкам, которые имеют совсем небольшое отношение к украинскому рынку. Также в этой стране компаниям грозят крупные штрафы со стороны антимонопольных органов. И несмотря на кризис на востоке страны, украинская антимонопольная служба сейчас «работает в обычном порядке», заявил ее представитель.
Если просто проигнорировать небольшие юрисдикции, то это тоже может обойтись дорого. Так, антимонопольные органы Кении в 2012 г. начали уголовное расследование в связи с покупкой французской Ipsis исследовательской компании Synovate. Компании не обратились за одобрением к властям Кении, а те утверждают, что у Synovate было большое присутствие в их стране. Расследование еще продолжается, и руководителям кенийского подразделения компании теперь грозят тюремные сроки.
Но приоритетом для компаний остается получение одобрения антимонопольных органов крупных развивающихся рынков, где ставки высоки. Прежде всего это касается Китая. Иногда от решения китайских властей зависит судьба сделки, и в некоторых случаях они требовали выполнения условий, которые были не нужны в других юрисдикциях. Недавно Китай заблокировал создание альянса между тремя европейскими контейнерными перевозчиками - Maersk Line, CMA CGM и Mediterranean Shipping, хотя сделка уже была одобрена в США и Европе.
Перевел Алексей Невельский