Филева из S7 выступила против выборочной господдержки авиакомпаний

Наталия Филева, вместе с мужем владеющая авиационной группой, обеспокоена возможностью нарушения условий конкуренции на рынке
А.Махонин
А.Махонин / Ведомости

«Предоставление правительственных гарантий авиакомпаниям должно осуществляться на равноправной основе - в противном случае будут серьезно нарушены условия конкуренции на рынке», - считает Наталия Филева, председатель подкомиссии по авиационным перевозкам комиссии РСПП по транспортной инфраструктуре (ее слова «Ведомостям» передал ее представитель).

Филевой и ее супругу Владиславу также принадлежит одна из крупнейших российских авиационных групп - S7.

«В этом деле совершенно недопустим фаворитизм и деление авиаперевозчиков на тех, кто получит гарантии, и тех, кто останется вне пределов этой программы. Если правительство посчитает необходимым осуществить такую поддержку воздушного транспорта, помощь должна быть одинаковой для всех участников рынка», - отмечает Филева.

Письмо в администрацию президента с просьбой рассмотреть возможность предоставления помощи авиакомпаниям в виде госгарантий по кредитам направил президент Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) Владимир Тасун, писали сегодня «Ведомости». По словам человека, видевшего письмо, в документе шла речь о том, что помощь необходимо оказать четырем крупнейшим группам авиакомпаний - «Аэрофлоту», S7, «Ютэйр», «Трансаэро».

По словам собеседника «Ведомостей», в документе объясняется, что авиакомпании оказались в сложном положении из-за ситуации вокруг Украины.

Заместитель гендиректора инвесткомпании «Регион» Анатолий Ходоровский отмечает, что госгарантии по кредитам нужны компаниям, нуждающимся в перекредитовании, - тем, кто исчерпал возможности кредитоваться сам. «Государственные гарантии меняют статус заемщика и делают компанию заемщиком самого высокого класса», - поясняет он. Крупных компаний, которым необходимо перекредитование, две - «Трансаэро» и «Ютэйр», сказал Ходоровский.

Филева права, считает гендиректор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак. «У нас на рынке и так достаточно искажений конкуренции, добавлять к этому дополнительные факторы неравенства, особенно в ситуации, когда рынок лихорадит, было бы крайне неразумно», - говорит эксперт. По его словам, в России есть несколько крупных региональных авиакомпаний - «Уральские авиалинии», «Ямал» и другие. Если их исключить из программы господдержки, а поддержать только крупные авиакомпании, то «им придет конец».

Выделение госгарантий по кредитам должно быть предусмотрено бюджетом. Представитель секретариата первого вице-премьера правительства Игоря Шувалова подтвердил, что поручение проработать вопрос о господдержке авиакомпаний поступило в правительство и сейчас перенаправлено в профильные ведомства. «Поэтому о конкретных мерах пока говорить преждевременно», - пояснил собеседник «Ведомостей».

Авиакомпаниям вообще не надо давать госгарантии, говорит Рыбак: «Если правительство действительно захочет помочь, то надо обуздать рост цен на топливо, аэронавигационное обслуживание и аэропортовые услуги, и, естественно, для всех».