Авторы поправок об ограничении иностранцев в СМИ постоянно ссылаются на мировой опыт, но плохо его знают

Авторы законопроекта, ограничивающего долю иностранцев в российских СМИ, ссылаются на мировой опыт. «Ведомости» установили, что их данные не всегда верны
Д.Абрамов
Д.Абрамов / Ведомости

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)

В ближайший вторник Госдума, скорее всего, рассмотрит проект об ограничении иностранного владения СМИ. Отзыва правительства на проект не требуется, заключило правовое управление Думы.

Доля иностранных государств, международных организаций, иностранных компаний, иностранных граждан и граждан России с гражданством другой страны в капитале любого российского СМИ должна быть ограничена 20%, указано в проекте. Сейчас иностранное владение (не более 50%) СМИ ограничено для эфирных телеканалов и радиостанций, которые вещают на территории, где проживает половина и более населения России, а также газет и журналов тиражом в 1 млн экземпляров и более.

Авторы законопроекта - депутаты Вадим Деньгин, Владимир Парахин и Денис Вороненков, но, по словам думских собеседников «Ведомостей», это инициатива администрации президента России. И депутаты, и собеседник «Ведомостей» в администрации президента ссылаются на мировой опыт. То же говорится и в пояснительной записке к законопроекту: в США и Испании иностранцы могут контролировать не более 25% капитала телеканалов и радиостанций, в Австралии, Индонезии и Канаде - 20%. А во Франции это ограничение составляет 20% для компаний и лиц из стран, не входящих в Евросоюз.

Но, как выяснили «Ведомости», депутаты опирались на неверные данные. Во всех перечисленных странах, кроме Канады, регулируется (либо регулировалось) иностранное владение только вещательными, иначе говоря - эфирными, каналами и радиостанциями, но не кабельными или спутниковыми, как предлагают авторы российских поправок. Только во Франции есть прямое ограничение для иностранных владельцев печати.

До недавнего времени иностранцы не могли контролировать более чем блокпакет в эфирных каналах и радиостанциях США. Из-за этого основателю News Corporation Руперту Мердоку пришлось в 2004 г. перерегистрировать корпорацию из австралийской Аделаиды в штат Делавэр. Однако в прошлом году Федеральная комиссия по связи США (FCC) фактически отменила это ограничение и принимает решения по иностранным инвестициям в СМИ в каждом случае отдельно. Это позволит американским вещательным компаниям привлечь дополнительное финансирование, заявлял председатель FCC Том Уилер.

Американская News Corp., точнее, печатное подразделение бывшей корпорации (расформирована в 2013 г.) владеет одним из крупнейших в Австралии издательств News Corp Australia и британской News UK (газеты The Sun, The Times). В Австралии никогда не было ограничений для иностранцев в печатной прессе, а порог в 20% для эфирных каналов и радиостанций, о котором пишут депутаты, отменен еще в 2006 г. Сделки с медиаактивами с участием зарубежных компаний регулируются общим законом об иностранных инвестициях и рассматриваются в каждом конкретном случае, сообщил «Ведомостям» пресс-секретарь Австралийского управления медиа и коммуникаций Блейк Мердок.

Ошиблись авторы поправок и с ограничениями в Канаде. Порог в 20% действовал до 1997 г., теперь иностранцы могут владеть не более 20% канала (в том числе кабельного и спутникового) или радиостанции и не более 33,3% капитала холдинга, так что эффективная доля может быть и 46,7%.

И уже два года канадское правительство думает о смягчении этой нормы для привлечения иностранных инвестиций, как это было с отраслью связи.

В печатной прессе Канада прямо не ограничивает участия иностранцев, зарубежные инвестиции сдерживаются по-другому: компании, которые размещают рекламу в газетах и журналах, подконтрольных иностранцам, не получают налоговых вычетов по этим расходам.

В Испании ограничения для зарубежных компаний смягчены в 2009 г. и теперь составляют 49% для эфирных каналов и радиостанций.

Наиболее корректные данные у депутатов по Франции и Индонезии: в этих странах иностранцы действительно не могут контролировать более 20% капитала каналов и радиостанций, но только эфирных. Также во Франции действует правило, по которому компании или граждане не из стран ЕС не могут владеть более чем 20% акций или долей газет, но только ежедневных и выходящих на французском языке, на журналы это правило не распространяется. И у многих местных СМИ нефранцузские владельцы: половиной ежедневной газеты «20 минут» владеет норвежская Schibsted, владелицей ежедневной Les Echos долгое время была британская Pearson, местную Metro выпускает одноименная шведская медиакомпания (см. врез).

Германия давно отменила ограничения для зарубежных инвестиций в медиа. Не регулирует иностранный капитал в СМИ и Великобритания. Все владельцы СМИ, независимо от страны происхождения, подчиняются отраслевым требованиям - например, в случае поглощения регулятор рассматривает вопрос, насколько сделка отвечает общественным интересам, объяснил представитель независимого британского регулятора Ofcom Крис Уинн. Помимо News Сorp., местными СМИ владеет семья российского банкира Александра Лебедева (газеты The Independent, Evening Standard, канал London Live), американская Viacom (эфирный канал Channel 5) и т. д.

На прошлой неделе руководители медиакомпаний говорили «Ведомостям», что предложенные Думой ограничения сравнимы по жесткости разве что с действующими в Китае, где, как и на Филиппинах, иностранцам запрещены любые инвестиции в СМИ. Южная Корея ограничивает инвестиции в СМИ, но и там правила либеральнее предложенных российскими депутатами: иностранцы не могут владеть эфирными каналами и радиостанциями, в кабельных и спутниковых каналах их доля меньше половины, в печатной прессе - половина капитала и меньше, а если газета ежедневная или это интернет-СМИ - только 30%.

Вадим Деньгин и зампред комитета по информационной политике Госдумы Леонид Левин пообещали прокомментировать данные, после того как прочтут этот текст «Ведомостей».