«Мечел» договорился с «ВТБ лизингом» о реструктуризации лизинговых договоров
«Мечел» реструктурировал лизинговые договоры с «ВТБ лизингом» на более чем 10 млрд руб. На руку «Мечелу» сыграл кризис на рынке грузоперевозокС начала 2014 г. к транспортной «дочке» «Мечела» - «Мечел-трансу» было подано 34 иска от контрагентов компании. Они требуют вернуть 1,3 млрд руб., из них большую часть средств (919 млн руб.) хочет взыскать за услуги «дочка» ВТБ - «ВТБ лизинг». Через эту структуру «Мечел-транс» организовал лизинг 5970 полувагонов и 15 локомотивов, рассказал источник, близкий к «Мечелу».
Это подтверждалось и количеством исков к компании, которые подавали ее подрядчики и поставщики. Например, в январе Первая грузовая компания Владимира Лисина решила взыскать с «Мечел-транса» 90,7 млн руб. за аренду вагонов. Один из основных активов «Мечела» - Челябинский металлургический комбинат получил в 2013 г. 127 исков на общую сумму 3,2 млрд руб. По данным картотеки арбитражных дел, с начала 2014 г. в отношении «дочек» «Мечела» было подано 11 исков о банкротстве, два из которых коллективные. Особенно не повезло ООО «Мечел-ремсервис», против компании выступило сразу 19 истцов. Аналитик БКС Кирилл Чуйко отмечает, что свободные 5-6 млрд руб. не слишком помогут компании снизить долг ($8 млрд на начало сентября 2014 г.): здесь требуется комплексный подход. Один из последних вариантов спасения «Мечела» предполагал, что РЖД при поддержке банков - кредиторов «Мечела» выкупит у него дорогу до Эльгинского угольного месторождения за 71 млрд руб. «Мечел» ради снижения долга готов также продать часть активов на сумму $2-3 млрд.
«ВТБ лизинг» подал в Арбитражный суд Москвы к «дочке» «Мечела» в общей сложности четыре иска, основное заседание по одному из них должно было пройти 6 октября в московском арбитражном суде, однако на предварительном слушании в прошлую пятницу представители ВТБ и «Мечела» заявили о возможности заключить мировое соглашение. Уже на этой неделе «Мечел-транс» и «ВТБ лизинг» подписали несколько договоров о реструктуризации лизинговых контрактов на 10,3 млрд руб., рассказал «Ведомостям» собеседник, знакомый с условиями мирового соглашения. Представитель «Мечела» эту информацию подтвердил, представитель «ВТБ лизинга» от комментариев воздержался. Соглашения предусматривают продление срока лизинга по локомотивам до 2024 г., по полувагонам - до 2029 г., знает источник «Ведомостей». Как изменились условия лизинга по сравнению с первоначальными договоренностями, ни представитель «Мечела», ни представитель «ВТБ лизинга» не сказали.
По соглашению о реструктуризации «Мечел» мог получить от 5 млрд до 6 млрд руб., исходя из суммы договоров, числа вагонов и цены одного полувагона, допускает гендиректор агентства «Infoline-аналитика» Михаил Бурмистров. Схема довольно проста, если срок лизинга не полностью вышел (например, 5 из 7 лет), компания продает вагоны обратно банку, тот делает перерасчет с учетом уже полученной оплаты и амортизации вагонов, возвращает разницу оператору и снова сдает ему вагоны в лизинг. Для «дочки» «Мечела» альтернативным вариантом могла быть продажа парка кому-то из операторов вместе с контрактом на грузовую базу, но рынок грузовых перевозок в кризисе и плохое финансовое состояние операторов делает схему менее привлекательной, чем схему возвратного лизинга, объясняет эксперт (см. врез).
Проблемы с обслуживанием долга у «Мечела» возникли в 2013 г., когда компания потратила на процентные отчисления $742 млн (на начало 2013 г. чистый долг «Мечела» был $9,6 млрд, а к концу года он снизился до $9,1 млрд), хотя заработала за год всего $730 млн EBITDA. Тогда занимавший должность вице-президента по финансам Станислав Площенко рассказывал, что «Мечел» обслуживает долг не за счет EBITDA, а за счет операционного денежного потока. Это можно делать только одним способом - задерживать выплаты контрагентам, говорил аналитик RMG Андрей Третельников.