Развитие технологий продлевает сланцевый бум в США
Сейчас из самых производительных скважин добывается в пять раз больше газа, чем 10 лет назадСкептики говорили, что энергетический бум в США не сможет продлиться долго, поскольку для добычи сланцевых нефти и газа необходимо постоянно бурить все новые скважины. Однако американский сланцевый бум уже продлился дольше, чем можно было представить 10 лет назад. Более того, у него еще есть значительный потенциал, поскольку благодаря совершенствованию технологии гидроразрыва пласта добыча нефти и газа стала гораздо эффективнее.
В 2003 г. американские энергетические компании только начали комбинировать технологии горизонтального бурения и гидроразрыва пласта. В тот год Four Sevens Oil пробурила свою лучшую газовую скважину, названную Braumbaugh, на месторождении Barnett Shale в Техасе. По данным Drillinginfo, для этого она использовала 10,6 млн л жидкости и 100 т песка. В результате пиковое значение добычи газа из скважины Braumbaugh составляло 167 100 куб. м в день. «Мы были по-настоящему счастливы», - вспоминает сооснователь Four Sevens Oil Дик Лоуи.
Сегодня эти показатели ни на кого не способны произвести впечатление. В прошлом году Cabot Oil & Gas пробурила самую производительную газовую скважину в США, использовав в четыре раза больше сотрудников, чем Four Sevens Oil, 47,3 млн л жидкости и 6000 т песка. Это позволило ей добывать 858 000 куб. м газа в день, это в пять раз превышает максимальный уровень добычи скважины Four Sevens Oil десятью годами ранее. «Это чертовски хорошая скважина. Я мог только мечтать пробурить скважину такого размера», - признает Лоуи.
Сейчас американские нефтегазовые компании не тратят время на разведку новых сланцевых месторождений, а сосредоточены на поиске способов извлекать больше ресурсов из уже разрабатываемых. И они в этом преуспели. В результате США стали крупнейшим в мире производителем энергоресурсов, цены на газ в стране держатся на низком уровне, а рост добычи нефти помог предотвратить ее подорожание на мировом рынке.
Правда, себестоимость более крупных скважин выше, что делает американские компании более уязвимыми перед возможным снижением цен на энергоресурсы. Эта деятельность также может вести к возникновению экологических проблем и провоцировать локальные землетрясения. Кроме того, компаниям требуется больше оборудования и грузовиков, что создает неудобства местным жителям.
Однако неоспорим тот факт, что пробуренные по новым технологиям скважины лучше предыдущих. В результате число буровых установок в США остается на прежнем уровне, но объемы нефтегазодобычи растут. Управление энергетической информации США (EIA) называет это «производительностью бурения» и отмечает, что не видит признаков ее снижения. По словам Линна Вестфолла, директора EIA по энергетическим рынкам и финансовому анализу, число буровых установок на месторождении Eagle Ford Shale в Южном Техасе «не изменилось, а производительность каждой новой скважины удвоилась».
Число буровых установок перестало расти, а нефтегазодобыча - продолжает
Число буровых установок* (верхний график)
Добыча нефти и газа*, млн баррелей нефтяного эквивалента в день (нижний график)
* - на сланцевых месторождениях Bakken, Eagle Ford, Haynesville, Marcellus, Niobrara, Permian и Utica
Источник: EIA, WSJ
Выросла и производительность нефтяных скважин. В 2003 г. Headington Oil пробурила экспериментальную скважину на месторождении Bakken Shale в Монтане, используя 1,234 млн л жидкости и 290 т песка. В результате она смогла в октябре 2003 г. добывать 828 баррелей нефти в день. А в прошлом году EOG Resources пробурила скважину на месторождении Eagle Ford Shale, используя в 30 раз больше жидкости и в 20 раз больше песка. Это позволило ей добывать 2748 баррелей нефти в день.
Инновации повлияли и на оценки перспектив отрасли. Недавно правительство США опубликовало доклад, в котором прогнозируется рост добычи нефти до 2019 г., а затем она стабилизируется. Но есть в докладе и другой сценарий, предполагающий дальнейшее развитие технологий. Согласно ему, добыча нефти в США будет увеличиваться вплоть до 2040 г., если не дольше.
Перевел Алексей Невельский