«Аэрофлот» проиграл ФАС суд по иску о дешевых билетах

Авиакомпания оспаривала требование службы о снижении цен на авиабилеты по мере приближения даты вылета в случае недозагрузки рейса
М.Стулов
М.Стулов / Ведомости

Арбитражный суд Москвы отклонил иск «Аэрофлота» к ФАС, сообщил «Ведомостям» представитель службы. Авиакомпания оспаривала предупреждение ФАС, которое служба 2 апреля разослала всем крупным авиакомпаниям страны - перевозчикам групп «Аэрофлот», S7, «Ютэйр», а также «Трансаэро» (в 2013 г. на них пришлось 68,9% пассажиропотока - 58,2 млн из 84,5 млн, следует из данных Росавиации). В документе говорилось, что «используемая в сфере авиаперевозок система динамического ценообразования предполагает увеличение цены на услугу по мере увеличения спроса и заполняемости салона и <...> снижение цены при низком спросе и невысокой заполняемости».

Но на практике цены только повышаются, указывает ФАС, и «отказ перевозчиков от ценовой конкуренции ближе к дате вылета существенно ограничивает конкуренцию <...> способствует замедлению темпов роста перевозок». До 15 мая ФАС потребовала изменить систему продаж таким образом, чтобы ближе к дате вылета цены на билеты снижались «с учетом динамики изменения потребительского спроса». Авиакомпании систему продаж не изменили, а «Аэрофлот» подал к ФАС иск о признании незаконным этого документа.

Представитель «Аэрофлота» пока не прокомментировал решение арбитражного суда Москвы.

Нет необходимости менять систему продаж авиабилетов, поскольку де-факто она соответствует как предложениям ФАС, так и нормативным актам Минтранса России, требованиям рынка и международной практике, говорил ранее "Ведомостям" первый заместитель гендиректора «Трансаэро» Дмитрий Столяров (его слова передал представитель). «Необходимо учитывать, что чрезмерное вмешательство госорганов в сбалансированную систему продаж авиакомпаний может привести к негативным последствиям, в первую очередь для самих пассажиров», - считает он.

Существующая система продаж помогает авиакомпаниям получать прибыль от своей деятельности: дешевые билеты, которые мы продаем заранее менее обеспеченным слоям населения, компенсируются, когда билеты перед вылетом покупает аудитория, менее чувствительная к цене, указывал представитель «Ютэйр». Сотрудник еще одной крупной авиакомпании напоминал, что авиационный бизнес - низкомаржинальный и сезонный: в низкий сезон регулярные авиакомпании летают в убыток, а в высокий сезон компенсируют это. Летом выполнить требование ФАС фактически невозможно, потому что самолеты летают практически со 100%-ной загрузкой, заключил представитель «Ютэйр», но даже зимой по популярным маршрутам в города высокой деловой активности (Санкт-Петербург, Сочи, Екатеринбург) самолеты тоже летают полными.