Муса Бажаев выходит из нефтяного бизнеса
Президент Независимой нефтяной компании Эдуард Худайнатов покупает долю Мусы Бажаева в совместном с «Альянсом» предприятии «ННК-актив»Кроме того, у партнеров по СП есть понимание, что предприятию не хватает крупных добычных активов, продолжает он. Ранее источник, близкий к ННК, говорил, что Худайнатову интересен еще один НПЗ. В августе источники «Ведомостей» рассказывали, что Худайнатов встречался с председателем совета директоров «Башнефти» Феликсом Евтушенковым и предложил ему объединить «Башнефть» (добыча 16 млн т, владеет тремя НПЗ) с ННК. Основной владелец «Башнефти» - АФК «Система» это опровергала.
Информация о том, что Бажаев может продать свою долю, появилась в прошлом году. В июле 2013 г. источники «Ведомостей» рассказывали, что Alliance Oil интересуется «Роснефть». В конце октября 2013 г. группа «Альянс» объявила о намерении консолидировать 100% Alliance Oil Company (акции торговались на бирже NASDAQ OMX Stockholm). Источник «Ведомостей», близкий к Alliance Oil, не исключал тогда продажу компании в будущем. 27 апреля «Альянс» и ННК объявили о создании совместного предприятия. В августе оно получило название «ННК-актив». 60% в нем принадлежит «Альянсу» и 40% - ННК.
Владелец группы «Альянс» Муса Бажаев договорился с президентом Независимой нефтяной компании (ННК) Эдуардом Худайнатовым о продаже своей доли в совместном предприятии «ННК-актив», сообщил в пятницу ИТАР-ТАСС со ссылкой на три источника. Это подтвердили два источника «Ведомостей», близких к Бажаеву. По словам одного из них, эта сделка планировалась еще в мае. Она будет закрыта в ближайшее время, утверждает другой. Нефтяной бизнес неустойчив из-за постоянно меняющегося налогового режима, называет он одну из причин выхода Бажаева из СП.
По словам человека, близкого к Бажаеву, бизнесмен сосредоточится на платиновом бизнесе, но уходить из нефтегазового не намерен. Он продолжит развивать газодобычу и в будущем, возможно, будет приобретать небольшие нефтяные активы.
Представители «Альянса» и ННК от комментариев отказались. В Федеральную антимонопольную службу заявка пока не поступала, говорит начальник управления ТЭК ведомства Дмитрий Махонин.
«Альянс» внес в СП активы Alliance Oil Company Ltd., а также иные активы группы в России и странах СНГ, ННК - нефтяные месторождения на Таймыре и группу газодобывающих активов в Саратовской области.
Ресурсная база СП - более 500 млн т, добыча нефти и газа - 3,5 млн т - будет удвоена в ближайшие 3-5 лет. Переработка составит 5 млн т, а со следующего года, после подключения Хабаровского НПЗ к ВСТО, - 6 млн т. Компании договорились, что Эдуард Худайнатов станет гендиректором СП, а Бажаев - президентом. Стороны намерены продолжить развитие стратегического сотрудничества с компаниями Repsol и Shell как в рамках существующих совместных проектов, так и на новых направлениях, говорилось в апреле в сообщении «Альянса». «Альянс» и Shell создали СП «Альянс-Украина», которое владеет сетью АЗС и нефтебазами на Украине и в Крыму. С испанской Repsol через СП A&R Oil and Gaz BV «Альянс» ведет добычу углеводородов в России. Представитель Repsol на запрос не ответил. Представитель Shell отказался от комментариев.
ННК и Alliance Oil - непубличные компании, поэтому эксперты затрудняются с точной оценкой их долей. Ранее называлась сумма в $4-6 млрд. То есть доля Бажаева могла составить примерно в $2,4-3,6 млрд. Источники ИТАР-ТАСС утверждают, что закрытие сделки ожидалось еще в августе, но у Худайнатова возникли сложности с ее финансированием. Необходимую сумму он мог занять в российских банках, считает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Сам Худайнатов в мае на Петербургском международном экономическом форуме говорил «Ведомостям», что у него хорошие отношения с банками. На востоке компания Худайнатова будет конкурировать с «Роснефтью», у которой там Комсомольский НПЗ, и закупать нефть у нее, говорит Полищук. С 2010 по 2012 г. Худайнатов был президентом «Роснефти», в 2013 г. ушел из госкомпании и основал ННК, целью которой назвал скупку перспективных нефтегазовых активов. Худайнатов считается человеком президента «Роснефти» Игоря Сечина. Полищук уверен, что тот продолжит скупать нефтедобывающие активы.