Московские власти и РЖД сдвинули с мертвой точки проекты по реорганизации территорий грузовых дворов
Московские власти вместе с РЖД, похоже, сдвинули с мертвой точки проекты по реорганизации территорий грузовых дворов. Как стало известно «Ведомостям», стройкомплекс Москвы разработал проекты планировок на территории Рижского и Смоленского грузовых дворовО том, что разработаны проекты планировок по двум грузовым дворам - Москва-Рижская и Москва-Смоленская, «Ведомостям» рассказал заммэра по строительству Марат Хуснуллин. По его словам, на территории Смоленского грузового двора планируется разместить гостиницы и инновационный центр ОАО «РЖД», а Рижский двор будет застроен жилыми и административными зданиями. В Москве восемь грузовых дворов, которые занимают сотни гектаров. Земли под ними находятся в федеральной собственности и отданы в долгосрочную аренду ОАО «РЖД». Развитие этих территорий Москва, РЖД и федералы обсуждают с середины 2000-х гг. В декабре 2013 г. координационный совет по развитию транспортной системы Москвы и области разработал план-график по закрытию грузовых дворов, которые расположены в границах Малого кольца Московской железной дороги (МК МЖД). Этот график увязан с вводом в эксплуатацию новых транспортно-логистических центров (ТЛЦ) в Московском регионе (см. врез).
Часть грузовых дворов РЖД в городской черте будет выполнять прежние функции, а часть закроют и перепрофилируют под другие функции, говорит Хуснуллин. К закрытию пока планируются грузовые дворы Москва-Смоленская, Москва-Киевская и Москва-Курская. Рижский двор уже закрыт.
Проект планировки территории грузового двора Москва-Смоленская подготовлен «Моспроектом-2», включает территорию в 35,8 га (в том числе 6,51 га грузового двора). Здесь предлагается разместить инновационный центр общей площадью 95 000 кв. м (наземная - 75 000 кв. м), гостиницу и апарт-отель на 400 номеров (30 000 кв. м) и службу вагонного хозяйства РЖД со сносом ветхих строений (3500 кв. м), рассказал представитель Москомстройинвеста. Также предусмотрено строительство подземных паркингов на 700 машино-мест и создание парковой зоны. Что касается транспортного обслуживания территории, проектировщики предлагают организовать несколько проездов, перенести часть железнодорожных подъездных путей и т. д., а в перспективе построить общегородскую улицу вдоль северной границы грузового двора.
Разработанный НИиПИ генплана проект планировки двора Москва-Рижская охватывает территорию в 50,8 га, рассказал представитель Москомархитектуры. Проект предлагает реорганизовать часть участка с новым строительством; сохранить около 16 объектов, в том числе здание Рижского вокзала, художественное училище и т. д., озеленить почти 6 га территории и примерно 10 га отдать под развитие транспортной инфраструктуры. Общая площадь наземной части нового строительства может составить около 400 000 кв. м, подземная - 96 000 кв. м, сохраняемая - 55 000 кв. м. Проект планировки Москва-Смоленской рассматривался на рабочей группе Градостроительной земельной комиссии (ГЗК), проект Москва-Рижской планируется вынести, говорит представитель Москомстройинвеста.
Управляющий партнер Blackwood Константин Ковалев оценивает инвестиции в реорганизацию грузового двора Москва-Смоленская примерно в $300 млн, а Москва-Рижской - в $1,2 млрд. Реорганизацией всех территорий будет заниматься дочерняя структура РЖД - ОАО «Желдорипотека», сообщил представитель РЖД. Связаться с ее представителем в пятницу не удалось.
Москва-Смоленская - самая малозагруженная станция, очень неудобная с точки зрения логистики, грузовикам приходится ездить по узким улицам, но при этом она находится в золотой точке - между метро «Белорусская» и «Улица 1905 года», комментирует гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Скорее всего, Смоленскую будут выводить в ТЛЦ «Белый Раст», полагает он: его инфраструктура почти готова к переносу и проект давно пора реализовать. Самым загруженным грузовым двором он называет Павелецкий. «C контейнерами работать в центре нет смысла - московская земля слишком дорога для логистического бизнеса, который к тому же увеличивает нагрузки на улично-дорожную сеть», - считает Безбородов.
Грузовые дворы Москва-Павелецкая, Москва-Рязанская, Москва-Бутырская необходимы сейчас для обеспечения потребностей Москвы, сообщил представитель РЖД. По его словам, Москва потребляет более 30 000 т продовольствия в сутки, а также нуждается в завозе большого объема грузов для строительства. Грузовые дворы, которые находятся в пределах МК МЖД (за исключением грузового двора станции Москва-II Митьково рязанского направления МЖД), будут закрыты в связи с запуском пассажирского движения по железнодорожному кольцу, которое планируется открыть в 2015 г., сообщил представитель стройкомплекса Москвы.