«Распадская» продолжает генерировать убытки
Полгода назад в заключении к отчетности «Распадской» за 2013 г. аудитор EY указал на «наличие существующей неопределенности, которая может вызвать серьезные сомнения в способности группы продолжать работы в качестве непрерывно функционирующего предприятия». Сама компания в отчетности заявляла, что также есть неопределенность относительно работы компании. Спустя полгода ситуация не сильно изменилась: есть риск, что компания не сможет генерировать достаточный денежный поток для сохранения деятельности, говорится в отчетности «Распадской» за первое полугодие. Чистый убыток компании составил $67 млн, выручка сократилась на 19% до $245 млн, а EBITDA стала отрицательной (-$8 млн, год назад этот показатель был положительным, $26 млн). Компания объясняет такие результаты снижением продаж на внутреннем рынке и перераспределением объемов продаж угольной продукции на экспортные рынки с понижающим ценовым трендом.
При этом добыча угля за два квартала 2014 г. увеличилась по сравнению с прошлым годом на 12% до 4,4 млн т. Ранее гендиректор «Распадской» Геннадий Козовой говорил, что по итогам 2014 г. компания намерена добыть 10,9 млн т угля (в конце июня 2014 г. Козовой покинул компанию, его место занял вице-президент Evraz Сергей Степанов). Аналитик RMG Securities Андрей Третельников полагает, что для того, чтобы выполнить планы, о которых говорил предыдущий гендиректор, «Распадской» придется во втором полугодии задействовать дополнительные ресурсы.
Компания намерена в III квартале 2014 г. запустить новую лаву с запасами 2,7 млн т. Таким образом, к концу года «Распадская» одновременно будет осуществлять добычу на четырех лавах и впервые вернется на тот уровень добычи, который был до аварии 2010 г. (из-за взрыва погиб 91 шахтер). Третельников напоминает, что до кризиса 2008 г. «Распадская» производила 13,6 млн т угля в год, а до аварии в 2010 г. производство было 10,5 млн т (в конце 2009 г.). По итогам 2010 г. производство снизилось до 7,2 млн т, в 2011 г. было и того ниже - 6,2 млн т.
«Распадская» оказалась в сложной ситуации, когда из-за падения цены на уголь на внутреннем рынке она решила увеличить объемы производства и поставлять коксующийся уголь на экспорт (увеличив долю экспорта в выручке с 58 до 85%), отмечает Третельников. Но, по его словам, из-за больших затрат на транспортировку за рубеж стратегия негативно сказалась на финансовых показателях компании.
Сейчас компания по-прежнему видит большую выгоду в продажах своей продукции за рубежом: за первое полугодие «Распадская» нарастила объемы продаж в страны Азиатско-Тихоокеанского региона с 29% от общего объема до 41% за счет роста клиентской базы в регионе, в том числе в Японии и Южной Корее. Остальное приходится на продажи в России (51%) и Европе (7%, хотя год назад было 12%). Среди клиентов компании появился и трейдер, входящий в группу Evraz, - East Metals AG. На его долю пришлось 10% продаж «Распадской», говорится в материалах компании. Продажи связанным сторонам (предприятиям Evraz) увеличились с $53 млн в первом полугодии 2013 г. до $80 млн.
Цены на коксующийся уголь, основную продукцию «Распадской», за последние полтора года только снижались. Сейчас 1 т угля стоит $120 на FOB Австралия против $330 в 2011 г. Но исполнительный директор трейдинговой компании «Мечела» - сингапурской Mechel Carbon Бенуа де Мюлемейстер сказал в интервью «Интерфаксу», что с 2016 г. возможен дефицит предложения коксующегося угля на рынке, который поможет ценам снова подняться - сначала немного в 2015 г., а начиная с 2016 г. более интенсивно. Спрос и предложение будут сбалансированы.