Итальянская структура «Роснефти» увеличивает убытки

Итальянская нефтеперерабатывающая компания Saras, долю в которой «Роснефть» купила в прошлом году, никак не может выбраться из убытков
Saras

В 2013 г. чистый убыток Saras был 271,1 млн евро, втрое выше, чем в 2012 г. Компания ожидала, что нефтеперерабатывающий сектор в Европе восстановится после минимумов 2013 г., вырастет экспорт нефти из Ливии, будут отменены санкции против Ирана. Saras рассчитывала, что покупка «Роснефтью» нефтетрейдингового подразделения Morgan Stanley повысит эффективность деятельности и добавит новые возможности. Сделку рассматривает Еврокомиссия.

Итальянская Saras, в которой «Роснефти» принадлежит 21%, в первом полугодии 2014 г. увеличила в сравнении с 2013 г. чистый убыток на 38% до 78,8 млн евро, сообщила вчера компания в отчете. Выручка выросла на 2% до 5,5 млрд евро. Показатель EBITDA снизился на 71% до 15,6 млн евро. Saras объясняет это «суровым» нефтепродуктовым рынком в первой половине года: маржа составляла $1,1 за баррель (год назад было $3,3).

В апреле 2013 г. «Роснефть» купила 13,7% акций Saras за 178,5 млн евро, а в июле увеличила пакет до 20,99%, докупив акции на 94,9 млн евро. Saras - шестая по величине нефтеперерабатывающая компания в Европе, владеет НПЗ на Сардинии (мощность - 15 млн т), нефтехранилищами в Италии и Испании, сетью из 124 АЗС на юге Испании. «Роснефть» и Saras собирались до конца года создать трейдера нефти и нефтепродуктов.

В Европе у «Роснефти» есть доли в четырех немецких НПЗ, на Украине владеет Лисичанским НПЗ. Заводы в Европе есть и у «Газпром нефти», «Лукойла», «Зарубежнефти». Избыток переработки в Европе оценивается в 1,5-2 млн баррелей в сутки, говорит главный редактор по товарным рынкам московского офиса Thomson Reuters Александр Ершов. Раньше Европа была центром переработки для всего мира, напоминает он. Но теперь избыточный объем не востребован (см. врез), а на рынке появилось импортное топливо, в том числе из России. Выход - часть заводов перевести в нефтехранилища, перепрофилировать производство или закрыть, отмечает эксперт. Покупая заводы, российские компании создавали цепочку производства и сбыта топлива, рассчитывая, что оно всегда найдет спрос, добавляет Ершов.