США ввели санкции против Объединенной судостроительной корпорации
США ввели санкции против Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Это может помешать сотрудничеству с европейскими и другими странами, лояльными к США, считают экспертыОСК не экспортирует свою продукцию в США, замечает Безбородов. Госкомпания также не привлекает деньги у американских банков - в основном кредиты берутся у российских госбанков, указывает гендиректор агентства Infoline Михаил Бурмистров. Но ВЭБ, ВТБ и Газпромбанк - в санкционном списке США. Газпромбанк совместно с «Роснефтью» (тоже в списке) и ОСК планирует достраивать судоверфь «Звезда» на Дальнем Востоке. Представитель Газпромбанка на вопросы не ответил.
ОСК и враги России. Дмитрий Рогозин
вице-премьер России. «Решение Обамы наложить санкции на ОСК - верный знак того, что российское военное кораблестроение становится проблемой для врагов России». Сообщение в Twitter, 29 июля
Санкции против ОСК (судостроительный холдинг, на 100% принадлежит государству) были введены 29 июля. Американским компаниям запрещено сотрудничать с ОСК, ее активы в США подлежат замораживанию.
Введение санкций - «событие ожидаемое», ОСК «учитывала этот риск в планировании своей производственной деятельности», говорится в сообщении госкомпании. «Формат, в котором санкции были объявлены, для ОСК представляет собой скорее неудобство, чем существенное препятствие в операционной деятельности и выполнении контрактов», - указывается в нем.
Могут пострадать гражданские проекты, но в отдаленной перспективе - например, при лизинговых расчетах или работе с аудиторами - доля американских поставок в структуре закупок ОСК минимальна, сказал «Ведомостям» президент ОСК Алексей Рахманов. Активов в США у ОСК нет, но возможно, часть денег могла оказаться на счетах американских лизинговых компаний.
Госкомпания мало что закупает в Америке, поскольку в США слабо развито судостроение, отмечает гендиректор Infranews Алексей Безбородов. Из-за санкций могут прекратиться поставки для ОСК судовых двигателей американской Caterpillar, думает он. Представители ОСК и Caterpillar на вопросы «Ведомостей» не ответили.
Санкции США, как правило, запускают цепную реакцию, не исключено, что ОСК может подпасть и под санкции Евросоюза, предупреждают Бурмистров и Безбородов. В Европе российские судостроители закупают электронику, двигатели, сталь, перечисляют эксперты. Отечественные металлурги смогут заместить импорт, а вот, например, с импортозамещением двигателей могут возникнуть серьезные проблемы, считают они. Заказов ОСК лишатся немецкие верфи Nordic Yards Виталия Юсуфова, добавляет Безбородов. Выводы делать рано, пока нет ни одного признака того, что сотрудничество Nordic Yards с ОСК может пострадать из-за санкций, сказал «Ведомостям» Юсуфов. Сумму заказов от ОСК он не назвал, а лишь напомнил, что основной проект - совместное с Балтийским заводом строительство ледокола.
Под ударом может оказаться и проект строительства французских вертолетоносцев Mistral, продолжают Безбородов и Бурмистров. Контракт на 1,2 млрд евро на изготовление двух вертолетоносцев для российского флота был подписан в 2011 г. Предполагалось, что еще два Mistral по трансферу технологий могли быть выпущены на российских мощностях, но опцион не был реализован. Первый вертолетоносец будет поставлен в срок, французские власти это подтверждали, а вот поставка второго может быть приостановлена, считает Бурмистров.
Еще один риск для ОСК - возможное ограничение сотрудничества с Южной Кореей и Японией, которые традиционно лояльны к США, думает Бурмистров. Рахманов согласен, что исключать этого нельзя. До введения этими странами санкций вряд ли дойдет дело, но с учетом позиции США контакты могут быть ограничены, полагает эксперт.