Банк «Открытие» расширяет клиентскую базу за счет болельщиков «Спартака»

Банк «Открытие» расширяет клиентскую базу: абонементом на стадион «Спартака» станет карта банка. Она будет и пропуском на арену, и платежным инструментом
На новом стадионе «Спартака» можно будет расплатиться только картами
На новом стадионе «Спартака» можно будет расплатиться только картами / «Открытие арена»

Болельщики московского футбольного клуба «Спартак», покупающие абонементы в новый стадион клуба в Тушине, заполняют заявление-анкету на выдачу предоплаченной пополняемой карты банка «Открытие» - MasterCard prepaid pay pass. С этим столкнулся корреспондент «Ведомостей», решивший приобрести абонемент. Покупателям необходимо указать персональные данные (паспортные данные, место жительства и регистрации), согласиться на их обработку и получение коммерческих предложений от банка и клуба. Сотрудник «Спартака» и представитель «Открытия» Александр Дмитриев подтвердили «Ведомостям», что для покупки абонемента нужно заполнить анкету - дистанционно или в кассах стадиона.

Стадион «Спартака» (корпорация «Открытие» выкупила на шесть лет за 1,2 млрд руб. права на его название, он получил имя «Открытие арена») откроется матчем спартаковцев с сербской «Црвеной звездой» 5 сентября. Инвестор проекта - вице-президент «Лукойла» и владелец клуба Леонид Федун. Стадион вмещает 42 000 зрителей, к чемпионату мира по футболу 2018 г. в соответствии со стандартами FIFA его вместимость должна вырасти до 45 000. Новый футбольный сезон в России стартует в августе, и сейчас на «Открытие арену» продано более 13 000 абонементов, говорит вице-президент «Спартака» Наиль Измайлов. Цель клуба - продать 15 000 абонементов на первый сезон на новой арене.

На всей арене можно будет расплатиться только банковскими картами (технология cash free), при разработке этой технологии «Спартак» и «Открытие» изучали опыт ряда европейских арен: «Донбасс арены», Allianz Arena, Etihad Stadium, рассказали Дмитриев и Измайлов. Всего у «Открытия» и «Спартака» несколько кобрендинговых карт, каждую из них посетители стадиона смогут использовать на арене, отмечает Дмитриев. Первая - это как раз карта, в которую «зашит» абонемент, ее можно активировать как банковскую карту, а можно использовать просто как пропуск на стадион и закрепленное за болельщиком место. Вторая карта - более ранний проект «Спартака» и «Открытия», полноценная банковская карта с функцией cash back. Кроме того, 1% от транзакций по ней банк отчисляет в фонд Академии «Спартака» им. Федора Черенкова. Третий продукт - карта, которую можно будет получить в вендинговых автоматах на арене и оплачивать ею покупки, говорит Дмитриев. Все карты можно использовать для покупок вне стадиона, отмечает он. По словам Дмитриева, болельщики смогут расплачиваться на стадионе картами и других банков.

Хочет ли «Открытие» сделать болельщиков «Спартака» своими клиентами? «Мы не планируем агрессивные продажи этой категории клиентов», - говорит старший вице-президент банка «Открытие» Алексей Круглов. Но он рассчитывает, что «регулярные контакты с брендом «Открытие» с помощью удобного инструмента (кобрендинговой карты болельщика «Спартака») в дальнейшем будут стимулировать болельщиков при поиске банковских продуктов и услуг делать выбор в пользу банка «Открытие».

Сейчас у группы «Открытие», которая занимается банковским, страховым, брокерским, инвестиционно-банковским бизнесом и управлением активами, около 4 млн розничных клиентов (данные на 1 апреля), напоминает Дмитриев.

Замруководителя Федеральной антимонопольной службы Андрей Кашеваров не видит в действиях «Спартака» и «Открытия» предмета для внимания его ведомства. Проявлений монополизма и нарушения закона о конкуренции здесь нет. «Спартак» - не монополист на «рынке» болельщиков, это коммерческое сотрудничество банка и футбольного клуба, которому мы не можем запретить таким образом зарабатывать деньги, говорит чиновник.

«Не думаю, что [заполнение анкеты на выдачу карты банка] оттолкнет болельщиков, - рассуждает гендиректор Sports.ru Дмитрий Навоша. - Насколько я понимаю, при покупке абонементов они сообщали бы о себе примерно такое же количество данных, какое сообщают банку». Да и в принципе выстраивать лояльность бренду через клуб совершенно реально, в рекламном мире есть много успешных примеров. Конечно, какая-то конверсия болельщиков в клиентов у банка будет, уверен Навоша.