Экспортная монополия «Газпрома» трещит по швам

«Газпром» может лишиться монополии на экспорт газа по трубе. Президент Владимир Путин поручил проработать вопрос о доступе к экспортным трубопроводам независимых производителей
Игорь Сечин (слева) близок к тому, чтобы лишить «Газпром» монополии на экспорт трубопроводного газа  (предправления «Газпрома» Алексей Миллер справа на фото)
Игорь Сечин (слева) близок к тому, чтобы лишить «Газпром» монополии на экспорт трубопроводного газа (предправления «Газпрома» Алексей Миллер справа на фото) / М. Стулов / Ведомости

«Газпром» в мае после 10 лет переговоров подписал с китайской CNPC 30-летний контракт на поставку в Китай с 2020 г. до 38 млрд куб. м газа в год. Общую стоимость контракта предправления «Газпрома» Алексей Миллер оценил в $400 млрд. «Газпром» планирует поставлять газ в Китай с Чаяндинского (Якутия) и Ковыктинского (Иркутская обл.) месторождений по газопроводу «Сила Сибири». А допускать независимых в трубу «Газпром» не собирается, говорил в конце июня Миллер. «Роснефть» в ответ распространила заявление, что «Газпром» как инфраструктурная монополия нарушает закон и «Роснефть» готова добиваться права доступа к газопроводу через суд.

Этот вариант наиболее реалистичный, соглашается директор Энергетического центра «Сколково» Григорий Выгон: возможен лишь небольшой дисконт с учетом того, что компания сама подписывала соглашение с Китаем и берет на себя все риски.

Враспоряжении «Ведомостей» оказался текст протокола поручения по итогам президентской комиссии по ТЭКу. Комиссия состоялась 4 июня, но протокол был подписан Владимиром Путиным на днях, рассказали два федеральных чиновника.

До 1 сентября правительство должно проработать возможность предоставления независимым производителям газа права экспорта с новых месторождений Восточной Сибири и Дальнего Востока, а также их участия в строительстве газотранспортной системы в регионе, следует из протокола. И за этот же срок совместно с ЦБ правительство решит, нужна ли «Газпрому» докапитализация на сумму, необходимую для строительства инфраструктуры в восточном направлении.

Проработать вопрос о доступе независимых к экспорту газа с Дальнего Востока предложил президент «Роснефти» Игорь Сечин, который является ответственным секретарем комиссии. «Это вопрос, конечно, дискуссионный, но такая мера будет являться дополнительным стимулом развития всего региона», - сказал на комиссии Сечин. Потенциал добычи газа на действующих и новых месторождениях независимых в регионе он оценил до 200 млрд куб. м газа в год. Вчера представители «Роснефти» были недоступны для журналистов. Представитель «Газпрома» не ответил на запрос.

Помимо «Роснефти» газовые месторождения в Восточной Сибири и на Дальнем Востоке разрабатывают «Сургутнефтегаз», «Петромир» Геннадия Тимченко, Иркутская нефтяная компания и Якутская топливно-энергетическая компания.

Сечин уже не первый раз оспаривает экспортную монополию «Газпрома». В феврале 2013 г. также на президентской комиссии по ТЭКу Сечин предложил отменить монополию «Газпрома» на экспорт сжиженного природного газа (СПГ). Путин дал поручение проработать этот вопрос. А уже в ноябре Госдума приняла поправки в закон об экспорте газа, которые позволяют теперь экспортировать СПГ «Роснефти» и «Новатэку».

Могут быть самые разные варианты, рассуждает федеральный чиновник. От прямого доступа всех производителей к экспорту, но такой революционный сценарий маловероятен, до более простого - «Газпром» будет выкупать газ у независимых производителей по цене экспортного нетбэка. Сечин не отрицал вероятности последнего варианта: «В рамках действующего законодательства, я думаю, этот вопрос будет рассмотрен» (цитата по «РИА Новости»).

Но самый лучший вариант - создать отдельную газотранспортную компанию по типу «Транснефти», которая будет финансироваться за счет тарифов, предлагает Выгон. Это позволило бы исключить все конфликты интересов, повысить эффективность контроля за издержками и в целом снизить стоимость проекта. Инфраструктурная компания может позволить себе IRR на более низком уровне. Это был бы действительно гораздо более прозрачный вариант: при схеме строительства трубы в «Газпроме» проверить все издержки будет очень сложно, соглашается чиновник. Но этой идее уже много лет и пока особого прогресса нет, констатирует он.

О докапитализации «Газпрома» на заседании комиссии говорил сам Путин, упоминая в качестве источника золотовалютные резервы. Весь проект по экспорту газа в Китай оценивается в $55 млрд, из них только на трубу - около $25 млрд.

Министры финансов Антон Силуанов и экономического развития Алексей Улюкаев заявляли, что «Газпром» может и сам справиться с мегапроектом без поддержки средств из фонда национального благосостояния (ФНБ; входят в состав международных резервов ЦБ). «Газпрому» не нужна докапитализация, говорил зампред правления компании Андрей Круглов.

По состоянию на 1 июля в ФНБ было 2,96 трлн руб. По правилам, установленным правительством, на рублевые инвестпроекты может идти не более 60% ФНБ (все остальное инвестируется в высоколиквидные активы, в основном иностранные госбумаги). Часть средств уже размещена в ВЭБе и расписана на проекты (см. врез), но с учетом уже распределенных средств останется еще чуть менее 1 трлн руб., которые еще могут быть инвестированы, подсчитывал директор департамента Минфина Константин Вышковский. Так что теоретически средств хватит, а если не уложатся в рамках лимита, то просто уберут план в 60%, считает старший экономист HSBC Александр Морозов.

$25 млрд - это более четверти капитализации «Газпрома». Вчера на Московской бирже вся компания стоила $94,7 млрд. Если такая допэмиссия произойдет, то она будет в пользу государства, отмечает аналитик Райффайзенбанка Андрей Полищук. Значит, доли частных акционеров размоются, а причитающиеся им дивиденды снизятся на четверть. Это для рынка негативная перспектива, отмечает Полищук.