«Утконос» запускает магазин для юрлиц
Крупнейший продовольственный онлайн-ритейлер «Утконос» станет торговать не только для простых покупателей, но и для юрлицРоссийский продовольственный онлайн-ритейлер «Утконос» в августе запустит сервис продаж для юридических лиц, рассказала представитель онлайн-ритейлера Наталья Аристова. Юрлица в российских онлайн-магазинах делают больше покупок, чем простые россияне: на них, по оценкам аналитиков iKS Consulting, в прошлом году пришлось 53% рынка, или 5,4 трлн руб. На обычных покупателей-физлиц пришелся, по оценкам iKS Consulting, только 1 трлн руб. (остальное аналитики отнесли к госзакупкам).
Сейчас «Утконос» разрабатывает функционал и бизнес-процессы для работы с юрлицами, говорит Аристова. Например, при регистрации им необходимо будет ввести все данные, которые обычно используются при выставлении счета юрлицам, - ИНН, ЕГРЮЛ и др.: система запомнит их и будет формировать счета автоматически. «Это очень удобно, так как существенно облегчит жизнь их и нашей бухгалтерии», - считает она. Среди клиентов «Утконоса» юрлица есть и сейчас: они, по словам Аристовой, заказывают товары, регистрируясь как обычные покупатели, хотя им было бы удобнее работать по безналичному расчету, как юрлицо, заключив договор, отмечает Аристова. «Несколько месяцев назад мы проводили опрос среди более чем 3000 компаний. 20% опрошенных, которые занимаются закупками для офисов, выразили готовность работать с нами», - говорит она.
Планируется, что сервис заработает во второй половине августа. «Мы планируем, что через год доля доходов в ежемесячной выручке от юридических лиц будет до 5%», - говорит Аристова. «Утконос» отказывается озвучивать данные по выручке в 2013 г. и ожидания на 2014 г. По оценке гендиректора аналитического агентства Infoline Михаила Бурмистрова, в 2013 г. выручка «Утконоса» сократилась на 13% до 5,3 млрд руб.
У компаний, которые работают с юрлицами, минимальная сумма покупок выше, чем у обычной розницы, говорит Аристова. Основные игроки в этой нише - онлайн-проект Metro, «Азбука вкуса», «Седьмой континент» и «Комус», перечисляет она. «Юрлица покупают в интернете в основном чай, сахар, печенье, конфеты, воду, соки, снэки, молоко, сливки, салфетки, канцелярские принадлежности, моющие средства. Хотя бывают и крупные заказы в преддверии корпоративов и праздников на несколько десятков тысяч рублей», - говорит ритейлер.
На корпоративных клиентов приходится менее 1% от оборота сети, говорит Андрей Голубков из «Азбуки вкуса», но каждый год продажи растут примерно на 50%. Также у корпоративных клиентов намного выше средний чек. В среднем в течение года чек составляет 10 000-15 000 руб. (средний чек в рознице «Азбуки вкуса» - около 1500 руб., в службе доставки - 5000 руб.), а в пиковые периоды, например перед Новым годом, средний чек доходит до 200 000 руб., говорит Голубков.
Германский мелкооптовый ритейлер Metro Cash & Carry, управляющий в России 68 гипермаркетами, открыл интернет-магазин офисных товаров (канцтовары, офисная техника, бытовая химия и продукты питания и др.) в конце 2013 г. Сейчас он работает в «аналитическом режиме», говорит представитель ритейлера Оксана Токарева. У магазина около 2000 активных клиентов - это небольшие компании из 10-50 сотрудников, основу их заказов составляют офисная и туалетная бумага, чай, кофе, сахар, сливки, молоко.
Но главный конкурент для «Утконоса» на рынке офисных товаров - это «Комус», который специализируется на продажах юрлицам очень широкого ассортимента - от мебели и техники до канцтоваров и спецодежды, говорит Бурмистров. Ее оборот Бурмистров оценивает в сумму более $1 млрд за 2013 г., онлайн-выручка сети за прошлый год, по оценке ЦСИ Enter, составила 5,7 млрд руб. Представитель «Комуса» не ответил на письмо «Ведомостей».