Российские порты переориентируются с нефти на уголь
К 2030 г. российские порты станут сухогрузными, прогнозирует Минтранс. Доля нефти и нефтепродуктов в перевалке сократится с нынешних 60% до 40%. Их будут вытеснять уголь и контейнерыВ понедельник состоится совещание у премьер-министра Дмитрия Медведева по развитию портов. На нем Минтранс представит обновленную стратегию развития портов до 2030 г. (предыдущий вариант утвержден в 2012 г.). Документ (есть у «Ведомостей») гласит, что грузооборот российских портов к 2030 г. вырастет в 2 раза до 1 млрд т. При этом перевалка сухих грузов будет составлять 60% от общего объема.
Вслед за тенденциями в сырьевой отрасли изменится и структура грузооборота российских портов, говорит представитель Минтранса. «Доля наливных грузов в общем грузообороте снизится за счет того, что объемы добычи сырой нефти после 2015 г. стабилизируются и не будут расти такими темпами, как сейчас, - поясняет он. - При этом объем сухих грузов будет расти - и в первую очередь это уголь и контейнеры». В 2035 г. объем добычи нефти вырастет к 2012 г. на 2,1% до 530 млн т, угля (конксующегося и энергетического) - на 15% до 415 млн т, говорится в «Энергетической стратегии России до 2035 г.». Минтранс также учитывал планы инвесторов по развитию портовых мощностей, говорит представитель министерства.
За счет строительства сухогрузных терминалов вырастут мощности портов Дальнего Востока в 2 раза до 4-5 млн т. Только на Дальнем Востоке появится несколько крупных угольных терминалов. В порту Ванино «Сахатранс» Геннадия Тимченко намерен к 2020 г. построитель терминал по перевалке угля на 24 млн т в год, в бухте Суходол вместе с угольной компанией СДС - на 20 млн т угля к 2019-2021 гг. В порту Восточный к 2020 г. группа «Сумма» построит мощности для перевалки 20 млн т угля, а в порту Зарубино - на 80-100 млн т зерна и других грузов (на 60% - транзит из северо-восточных провинций Китая). Из новых наливных планируется только терминал «Роснефти» в порту Находка на 30 млн т в год.
Объем перевалки грузов Азово-Черноморского бассейна согласно новой стратегии развития вырастет в 1,6 раза до 452 млн т (включая порты Крыма). Самый масштабный проект на юге России - строительство сухогрузного района порта Тамань на 90 млн т в год. Правда, проект оказался под вопросом: в конце апреля помощник президента Андрей Белоусов предложил перенести строительство моста через Лену на более поздний срок, а также отказаться от создания сухогрузного порта в Тамани.