«Альфа» ставит перед X5 Retail цель - вернуть лидерство на розничном рынке
Основной акционер X5 Retail Group - «Альфа групп» - больше не ждет от ритейлера высокого дохода на вложенный капитал. Отныне цель - вернуть лидерствоПрошлая формулировка свидетельствовала, что «Альфа-групп» относится к доле в X5 Retail как к долгосрочной портфельной инвестиции и, возможно, допускает продажу части или всего своего пакета стратегическому инвестору или широкому кругу покупателей, рассуждает старший аналитик Райффайзенбанка Наталья Колупаева. Но за последние пять лет X5 ни разу не удалось показать максимальный в розничной торговле возврат инвестиций (ROIC, Return on Invested Capital). Рекордного уровня ROIC компания добилась в прошлом году - 9,91% годовых, но, по данным Bloomberg, среди публичных российских ритейлеров это был минимальный показатель. Например, у «Магнита» он составил 20,25% годовых, у «Ленты» - 20,34%, у сети «О'кей» - 16,47%, у «Дикси» -10,19%. Уровень окупаемости инвестиций Х5 Retail за 2009-2011 гг. тоже существенно ниже, чем в случае с «Магнитом» и «О'кей», свидетельствуют данные Bloomberg. Бизнес Х5 менее рентабелен, а операции не столь эффективны, как у ряда конкурентов, все это может объяснять разницу в показателе ROIC, предполагает аналитик Газпромбанка Виталий Баикин.
В течение пяти лет «Альфа-групп», владеющая 47,86% X5 Retail Group, в своих годовых отчетах называла главной задачей розничной сети «обеспечение акционеров наибольшим доходом на вложенный капитал в отрасли». Ныне цель изменилась: из отчета «Альфы» за 2013 г. следует, что группа ждет от X5 Retail прежде всего «восстановления лидирующей позиции на рынке за счет дифференцирования брендов и мотивации сотрудников».
В начале 2013 г. X5 Retail впервые уступила лидерство по выручке краснодарскому ритейлеру «Магнит». Компания пережила управленческий кризис, у нее ухудшились финансовые показатели, напоминает Колупаева. Постоянные кадровые изменения мешали Х5 следить за темпами развития сети, а «Магнит» их не снижал, и в I квартале 2014 г. выручка X5 Retail оказалась уже на 12% ниже, чем у конкурента. Еще больше разрыв между двумя компаниями по капитализации: вчера к моменту закрытия торгов на Лондонской фондовой бирже инвесторы оценивали «Магнит» в пять раз дороже, чем X5 Retail Group, - в $30,12 млрд и $5,9 млрд соответственно. В результате понадобилась новая формулировка, отражающая достижимые цели, предполагает Колупаева.
С конца прошлого года X5 Retail начала обновлять магазины всех своих форматов - дискаунтеры «Пятерочка», супермаркеты «Перекресток» и гипермаркеты «Карусель». Была объявлена и программа операционных преобразований - правда, Х5 неизменно осторожничает, отвечая на вопросы о ее конкретных сроках или параметрах, замечает Колупаева. Она рассчитывает, что результаты ритейлера за II квартал 2014 г. (должны быть объявлены сегодня) будут лучше, чем в январе - марте, и рост выручки ускорится.
Однако, судя по темпам прироста торговых площадей «Магнита» и X5 Retail, рассчитывать на скорое возвращение последней в лидеры рынка не приходится, скептичен Баикин. Разве что X5 Retail совершит какое-либо приобретение, оговаривается он, впрочем, сделки маловероятны, если учитывать высокий уровень долга Х5 и сложности с интеграцией ранее приобретенных активов. Отношение чистого долга к EBITDA ритейлера на конец прошлого года составляло 2,68 при долговой ковенанте 4 (данные годового отчета X5 Retail), а во II квартале 2013 г. этот коэффициент достигал 3,22.
Долговые ковенанты не оставляют Х5 «просвета», чтобы позволить сделку необходимого масштаба», резюмирует аналитик, а на снижение долговой нагрузки до комфортного уровня может потребоваться не менее 2-3 лет.
«У нас должны быть амбиции в долгосрочной перспективе - через 5-10 лет - иметь 20-25% рынка, - рассказывал «Ведомостям» в марте 2014 г. главный исполнительный директор X5 Retail Стефан Дюшарм. - Лидерства по товарообороту можно достичь достаточно быстро. Но это лидерство должно быть устойчиво». Вчера представитель X5 Retail не ответил на вопрос о возможных сроках восстановления лидерства.