"Аэрофлот" не ждет опаздывающих политиков или артистов

Гендиректор "Аэрофлота" на собрании акционеров рассказал об эффективности, пунктуальности и дивидендной политике авиакомпании
Ирина Мокроусова
Ирина Мокроусова / Ведомости

Годовое общее собрание акционеров "Аэрофлота" началось в офисе компании неподалеку от "Шереметьево". Собрание ведет ≈. В зале гостей встречает персонал в красной форме бортпроводников.

Гендиректор "Аэрофлота" Виталий Савельев на собрании рассказал об эффективности авиакомпании. Считается, что на 1 млн пассажиров должно быть 1000 обслуживающего персонала, отметил он. Сейчас в авиакомпании работают 18 600 человек, а объем перевозок в 2013 г. превысил 31 млн человек, подчеркнул он. С таким пассажиропотоком в "Аэрофлоте" может работать более 31 000 человек. Если мы хотим повышать ВВП, то нужно повышать производительность труда, добавил Савельев.

Говоря о пунктуальности "Аэрофлота", Савельев заявил, что компания никогда не ждет никаких артистов или политиков (опаздывающих на рейс) и всегда летит по расписанию. "Успел - летишь с нами", - сказал он.

По словам гендиректора "Аэрофлота", пять лет назад занятость пассажирских кресел составляла 64%, в 2013 г. - 78,8%. "Каждый процент дает более 2 млрд руб. выручки", - уточнил Савельев. По его словам, считается, что при загрузке 75% авиакомпания считается рентабельной.

Консолидированная выручка авиаперевозчика в прошлом году выросла на 15% до 290,9 млрд руб., выручка от перевозок - на 16,4% до 257,5 млрд руб., чистая прибыль - на 41,9% до 7,3 млрд руб., следует из презентации Савельева. В 2013 г. "Аэрофлот" перечислил 8,2 млрд руб. налогов, 5,8 млрд руб. - в пенсионный и другие внебюджетные фонды. Доля "Аэрофлота" в налоговых поступлениях от авиатранспортной отрасли составила около 35% по общей сумме, 57% - по налогу на прибыль.

По состоянию на 27 июня средний возраст авиапарка компании - 3,9 года, количество самолетов "Аэрофлота" - 156 (у всей группы "Аэрофлот" - 252).

В заключение доклада Савельев сказал, что в 2014 г. "Аэрофлот" планирует завершить интеграцию дочерних компаний. "У каждой компании будет свое лицо", - сказал он. Головная компания будет работать в премиум-сегменте, дочерние компании "Оренбургские авиалинии", "Аврора", "Россия" - в среднем сегменте, а "Добролет" - в низшем. Таким образом, по словам Савельева, группа "Аэрофлот" будет присутствовать во всех нишах российского авиарынка, что позволит увеличить пассажиропоток и капитализацию. По стратегии до 2025 г. Аэрофлот должен перевозить 75 млн пассажиров, войти в топ-5 европейских авиакомпаний и в топ-20 мировых авиаперевозчиков. "Идем с опережающим темпом", - заверил Савельев.

После завершения выступления Савельева акционеры утвердили его отчет и приступили к обсуждению других вопросов повестки дня. В частности, в повестку был включен вопрос о награждении членам совета директоров авиаперевозчика.

По словам председательствующего Кирилла Андросова, он получил записку с вопросом, почему находящемуся под домашним арестом Алексею Навальному тоже выплачивается вознаграждение. На это Андросов ответил, что Навальный был членом совета директоров до июня 2013 г., в это время он не был под домашним арестом и лично присутствовал на советах директоров. Поэтому, сказал Андросов, Навальному предназначается вознаграждение за работу в январе-июне 2013 г.

Акционеры одобрили размеры вознаграждений, в том числе по опционной программе: вознаграждение Навального за полгода работы в совете директоров «Аэрофлота» в 2013 г. составило 2,87 млн руб., вознаграждение по опционной программе за 2013 г. составило 1,72 млн руб. Председателю совета директоров «Аэрофлота» Кириллу Андросову выплатят 5 млн руб. (плюс по опционной программе - еще 5,92 млн руб.), руководителю «Ростеха» Сергею Чемезову - соответственно 3,8 млн и 3,7 млн руб., экс-главе МТС Василию Сидорову - 3,09 млн и 3,8 млн руб., гендиректору «Авиакапитал-сервис» Роману Пахомову - 3,1 млн и 2,17 млн руб., председателю набсовета «Межбанковская расчетная система» Игорю Когану - 4,22 млн и 4,37 млн руб.

Вознаграждение Виталия Савельева как члена совета директоров составит 3,8 млн руб., а его заместителя по продажам и имущественным вопросам Дмитрия Сапрыкина - 3,97 млн руб. (выплаты по опционной программе им не предусмотрены). Зампреду Deutsche Bank по Восточной Европе Игорю Ложевскому одобрено вознаграждение в размере 4,48 млн руб (+4,9 млн руб. опционная программа), предпринимателю Марлену Манасову - 3,08 млн и 2,13 млн руб.

Вознаграждение бывшего члена правления Российского фонда прямых инвестиций Алексея Германовича составит 4,47 млн руб. (по опционной программе - 4,89 млн руб.), директора по макроэкономическим исследованиям ВШЭ Сергея Алексашенко - 2,88 млн руб. и 1,57 млн по опционной программе. Трое членов совета директоров «Аэрофлота» - Михаил Алексеев (Юникредитбанк), Глеб Никитин (Росимущество) и Александр Тихонов (Минтранс) - не получат вознаграждения по итогам 2013 г.

После перерыва началась сессия вопросов и ответов. На вопросы акционеров отвечает Виталий Савельев. Первый вопрос про дивиденды - сколько будет платить авиакомпания в следующие годы. Савельев сказал, что есть два варианта, выбран более выгодный - 25% чистой прибыли по РСБУ.

Также акционеров интересует низкобюджетная авиакомпания "Добролет": не отнимет ли она пассажиров у материнской компании. Савельев сказал, что каннибализация пассажиропотока в размере 1,2 млн пассажиров в течение пяти лет предусмотрена бизнес-планом. Но при этом сам "Добролет", подчеркнул Савельев, получит 10 млн пассажиров.

"Мы ставим машины туда, где видим заполняемость", - сказал он. По его словам, самолеты в Симферополь летают заполненные на 98-99%. "Чудес нет. Это предусмотрено бизнес-планом", - подчеркнул Савельев. Новые рейсы "Добролет" ставит туда, где есть пассажиры и интернет. "Пассажиры должны иметь возможность пользоваться интернетом, иначе они не купят билеты", - сказал он. Гендиректор "Аэрофлота" также отметил, что в мировой практике нет примеров выживания "дочек" крупных компаний, перешедших на лоукост-модель, но есть примеры выживания, если такая "дочка" создавалась с нуля, поэтому "Добролет" создавался с нуля.

Акционеры интересовались различными аспектами бизнеса компании - бонусной программой, парком самолетов. На вопрос, не передаст ли "Аэрофлот" дочерним компаниями самолеты "Сухой Суперджет" для развития региональных перевозок, Савельев сказал, что пока нет: сначала нужно получить все 30 самолетов. Он уточнил, что к самолету есть претензии, "и когда он научится летать", может быть появится у "дочек". Савельев также сказал, что шесть Ил-96-300, выведенные из эксплуатации, будут проданы, сейчас идут переговоры.

Савельев ответил не на все вопросы акционеров. Секретарь собрания уточнил, что оставшиеся адресные, акционеры получат на них ответы в письменном виде по тем адресам, которые оставили.

Ирина Мокроусова
Ирина Мокроусова

Акционеры "Аэрофлота" утвердили дивиденды за 2013 г. в размере 2,498 руб. на акцию, общий объем дивидендов составит 2,77 млрд руб. (25% чистой прибыли по РСБУ).

Также акционеры избрали новый совет директоров. На 11 мест в совете было номинировано 13 человек. Из списка кандидатов, предложенных правительством, в совет директоров вошли Михаил Алексеев из "Юникредитбанка", нынешний председатель совета директоров Кирилл Андросов ("Альтера капитал менеджмент"), Игорь Коган из "Нордеа банка", Василий Сидоров из "Агентства по рекапитализации инфраструктурных и долгосрочных активов", гендиректор госкорпорации "Ростех" Сергей Чемезов и гендиректор авиакомпании Виталий Савельев. Также в совет директоров вошел гендиректор "Авиакапитал-сервиса" Роман Пахомов, новыми членами совета стали Игорь Каменский из "Ренессанс капитал - финансовый консультант" и Дмитрий Песков из "Агентства стратегических инициатив по продвижению новых проектов". По предложению от "Аэрофлот-финанса" в совет был переизбран Дмитрий Сапрыкин, заместитель гендиректора по продажам и имущественным вопросам "Аэрофлота". По предложению компании "Ист кэпитал" в совет директоров переизбран Марлен Манасов.