Россия и Украина создают риски для международных цепочек поставок

На мировом уровне вероятность перебоев в корпоративных поставках близка к рекордному уровню
Daniel Acker
Daniel Acker / Bloomberg

Риск нарушения в цепочках корпоративных поставок близок к рекордному уровню. Об этом свидетельствует значение нового ежеквартального индекса, рассчитанного институтом менеджеров по закупкам Chartered Institute of Purchasing and Supply (CIPS). Сейчас индекс равен 79,8 пункта, это в три раза выше начального значения индекса для 1994 г. (23,7 пункта), рассчитанного задним числом. Максимальное значение индекса было зафиксировано в III квартале 2013 г. и составляло 82,4 пункта.

После финансового кризиса 2008 г. и последовавшего за ним долгового кризиса в еврозоне риск разрушения каналов поставок оказался выше, чем когда-либо за последние 20 лет, отмечает CIPS. Но, когда уже казалось, что опасность для бизнеса начала снижаться, разразился украинский кризис, спровоцировав рост политических рисков. Организация, работающая для 100 000 менеджеров по закупкам в 150 странах, предупредила предприятия о необходимости признать риски нарушения их цепочек поставок и предпринять необходимые меры пока не поздно. Также она призвала их определить ненадежных поставщиков, обратив особое внимание на самые подверженные риску регионы мира. «Восстановление мировой экономики во многом зависит от надежности мировых цепочек поставок», - отметил генеральный директор CIPS Дэвид Ноубл.

CIPS рассчитывает индекс совместно с исследовательской компанией Dun & Bradstreet, анализируя взвешенные по экспорту данные 132 стран. Риск оценивается с помощью таких факторов, как перспективы экономики, торговые барьеры, регулирование, простота денежных переводов, качество инфраструктуры, общественные беспорядки и опасность экспроприации.

Согласно исследованию, в I квартале этого года глобальный операционный риск немного снизился благодаря восстановлению экономик США, Германии и Великобритании. Однако кризис на Украине и зависимость Западной Европы от российского газа увеличили опасения по поводу политических рисков. Кроме того, индекс показал несоразмерность рисков в странах БРИК. Если для Китая и Индии они исторически находится на среднем уровне, то Россия постоянно представляет высокую опасность для компаний и государств, зависящих от ее экспорта.

Эндрю Уильямсон, руководящий экономическим анализом в Dun & Bradstreet, надеется на общее улучшение ситуации в этом году - если, конечно, обстановка в Восточной Европе не ухудшится. Россия и Украина уже настолько опасны для связанных с ними компаний, что трудно еще больше понизить их оценки, не переведя их в категорию недееспособных государств, отмечает он. Но политические риски растут не только на Украине, добавляет Уильямсон, указывая, что во многих развивающихся странах, в частности в Индии и Индонезии, в этом году должны пройти выборы.

По сравнению с тем, что происходит сейчас, 1990-е гг. до азиатского финансового кризиса были золотым периодом, говорит Уильямсон.

Возможность перебоев в поставках остается существенным риском с кризиса 2008 г., особенно учитывая то, что международные производители часто функционируют как сложная сеть поставщиков компонентов, придерживаясь принципа «точно в срок», предполагающего минимальное количество запасов. Это позволяет сохранять издержки на низком уровне, но и создает риски нарушений в цепочке поставок.

Осознание рисков среди менеджеров компаний выросло в результате ведения бизнеса в странах с кризисной экономикой и нестабильной политической обстановкой, например в Египте и Бангладеше, а также катастроф, таких как землетрясение 2011 г. в Японии, вызвавшее аварию на АЭС «Фукусима».

Перевел Алексей Невельский