Кампания по борьбе с «эротическим сектором» в Китае бьет по производителям коньяка LVMH, Pernod Ricard и Rémy Cointreau
До 30% всех продаж коньяка приходится на караоке- и хостес-бары, сауны и другие подобные заведения, которые сейчас закрываются в массовом порядкеМеры по борьбе с «эротическим сектором», принимаемые в Китае в рамках более масштабной кампании против коррупции и расточительного, показного поведения госслужащих, создают серьезные проблемы европейским производителям коньяка. Власти закрывают караоке- и хостес-бары, а именно такие заведения приносят им львиную долю прибыли на территории КНР.
Начатая Пекином в феврале кампания по борьбе с проституцией, азартными играми и распространением наркотиков в городе Дунгуань на юге страны уже негативно отразилась на продажах дорогого импортного алкоголя. По оценкам China Market Research Group, до 30% всех продаж коньяка в КНР осуществляется караоке- и хостес-барами, саунами и другими подобными заведениями, зачастую использующимися для предоставления эротических услуг. Новая правительственная кампания по борьбе с этой сферой может снизить эти продажи на 50%, считают исследователи. В рамках этой кампании, по данным министерства общественной безопасности КНР, уже закрыто более 2400 заведений. Коньяк пользуется популярностью у посещающих их состоятельных китайских бизнесменов и чиновников.
«Последние ограничения окажут значительное влияние на коньячную индустрию... кампания проводится на юге Китая, где потребление коньяка находится на самом высоком уровне, - пишут в недавнем обзоре аналитики Bernstein Research Тревор Стирлинг и Николь Тейн. - Она касается сектора частного потребления и развлечений, в значительной степени ориентированного на западные алкогольные напитки, и особенно коньяк».
По данным Euromonitor, всего в Китае в 2012 г. было продано 27 млн литров коньяка - это в два раза больше, чем было в 2007 г., и значительно больше продаж виски (21 млн литров в 2012 г.). В КНР 95% рынка коньяка делят между собой LVMH, Pernod Ricard и Rémy Cointreau.
На Китай приходится около 12% из 8,6 млрд евро глобальной выручки Pernod, около одной пятой всех продаж компании в Поднебесной осуществляется через караоке-клубы. Спад этих продаж в годовом исчислении, по данным компании, «выражается двузначными числами». В последнем аналитическом обзоре по Азии Pernod подчеркивала растущее влияние борьбы с коррупцией в Китае на свои продажи. «Мы расширяем географию нашей деятельности и ассортимент продукции», - сообщала при этом компания.
Схожая ситуация и у Rémy Cointreau, которая производит коньяк Louis XIII стоимостью $2000 за бутылку и, по данным Euromonitor, контролирует 20% рынка коньяка в КНР. Выручка французской компании в Китае упала на треть в годовом выражении в I квартале этого года.
Предыдущие антикоррупционные меры, принятые правительством, негативно отразились на продажах дорогого китайского алкогольного напитка «байцзю», любимого чиновниками. Влияние было столь значительным, что производители «байцзю» были вынуждены искать новых клиентов в нижних ценовых сегментах рынка.
«Правительство не откажется от курса на умеренность, напротив, оно наращивает шаги в этом направлении в текущем году», - говорит Лука Маротта, финансовый директор Rémy Cointreau.
Рост численности и благосостояния населения КНР делает привлекательным рынок дорогого алкоголя. Rémy Cointreau 60% своей выручки получает за пределами Европы. «Рост рынка обеспечат не определенные продукты, а демографические тенденции в Китае», - говорит Маротта.
Но лучшие времена для напитков стоимостью $2000 за бутылку в Китае уже прошли, считает аналитик Nomura Ян Шеклтон. В среднесрочной перспективе рынок алкоголя будет расти, но «мы думаем, что сегмент ультра-премиум-класса так расти не будет», говорит он: «Если ваша компания называется Remy и вы сфокусированы на верхнем ценовом сегменте, вас ждут тяжелые времена».
Хуан Вей, аналитик Citic Securities в Шэньчжэне, считает, что последствия для рынка будут зависеть от того, сколько продлится правительственная кампания. Она затрагивает и другие дорогие крепкие напитки, например виски, добавляет он. «Люди, ходящие в такие заведения, предпочитают коктейли, а байцзю для коктейлей не очень подходит», - говорит он.
«Возможно, многие их этих баров в конце концов откроются снова и/или бизнес по продаже алкоголя переместится в другие заведения, не относящиеся к «желтому сектору», - отмечают аналитики Bernstein. Но Хуан считает, что в результате производителям коньяка придется стимулировать спрос на свою продукцию среди более широкой аудитории, включающей средний класс.
Перевела Надежда Дмитриенко