Немецкие компании выступают против торговых санкций в отношении России

По мнению ряда немецких бизнесменов, Ангела Меркель игнорирует их интересы, однако протестуют не все, понимая, что политика сейчас вышла на передний план
AP
AP

В течение последних десятилетий бизнесмены и политики Германии работали рука об руку, укрепляя связи с Россией. На крупный восточный рынок желали выйти немецкие компании из самых разных секторов, от продавцов обуви и автомобилей до производителей промышленного оборудования. В результате Германия стала для России самым важным деловым партнером на Западе.

Однако политические и коммерческие интересы могут пострадать, поскольку канцлер Германии Ангела Меркель угрожает применить торговые санкции в отношении России. В этом случае ведущим немецким предпринимателям, которые посвятили себя завоеванию российского рынка, придется столкнуться с новой реальностью.

По мнению Ульриха Беттерманна, владельца компании по производству электромонтажного оборудования OBO Bettermann, Меркель не осознает, какой урон немецкому бизнесу могут нанести торговые санкции против России. В 2003 г. его компания открыла в России дочернее предприятие и теперь имеет офисы во многих регионах страны. Кстати, именно Беттерманн предоставил самолет, на котором Михаил Ходорковский улетел в Берлин после своего освобождения в декабре. «Возможно, она не знает, что поставлено на карту, - говорит он. - У нас тесные связи в энергетике, равно как и в промышленности». Сейчас OBO Bettermann завершает подготовку к открытию завода в Липецке, строительство которого обошлось в $50 млн.

Райнер Зеле, председатель правления газовой компании Wintershall, также раскритиковал угрозы Запада применить санкции. «У нас за спиной несколько десятилетий политического и экономического сотрудничества, - заявил он в четверг на пресс-конференции. - Экономические санкции никому не будут выгодны».

Wintershall («дочка» BASF) была первой немецкой компанией, которая стала участвовать в добыче газа в Западной Сибири, ей принадлежат доли в двух крупных газовых месторождениях региона. Помимо этого, Wintershall владеет 15%-ной долей в газопроводе «Южный поток», по которому планируется доставлять газ в Центральную Европу через Черное море и Балканы. Недавно Евросоюз пригрозил приостановить сотрудничество с Россией по этому проекту из-за разногласий по ситуации в Крыму.

Многие крупные немецкие компании, у которых есть значительные интересы на российском рынке, например Daimler и Siemens, почти не говорили о возможных последствиях санкций. Также немецкие деловые лоббистские группы выразили поддержку Меркель, хоть и высказали свои опасения. «Санкции не сделают наши деловые отношения лучше, - сказал Ульрих Грилло, президент Федерации немецкой промышленности BDI на пресс-конференции в пятницу. - Но международное право для меня - для нас - важнее всего остального».

Очередным примером тесных деловых связей между Россией и Германией стала сделка по продаже энергокомпанией RWE дочернего нефтегазового предприятия RWE Dea структуре российской «Альфа-групп».

Ранее Меркель защищала интересы немецкого бизнеса в Европе. Например, в прошлом году она играла важную роль в ослаблении новых правил ЕС, регулирующих выбросы автомобилей; это помогло немецким производителям автомобилей класса «премиум». Однако во время украинского кризиса Меркель выступала активнее прочих своих коллег по ЕС, так что стало казаться, что она представляет интересы всего союза. «Интересы немецкого бизнеса теперь находятся на заднем плане, что бывало крайне редко, - отмечает Вольфганг Ишингер, директор по связям с государственными органами страховой группы Allianz. - Сейчас она [Меркель] действует как канцлер Европы. Немецкий бизнес должен с этим смириться, у него нет выбора».

Многие в Европе надеются, что угрозы санкций повлияют на политику президента России Владимира Путина, поскольку торговые связи для его страны имеют большее значение, чем для Германии. По данным министерства экономики Германии торговый оборот между двумя странами в прошлом году составил около $100 млрд. Это 3,3% от экспорта Германии и 9,4% от импорта России. Также ведущие немецкие бизнесмены и аналитики заявляют, что Германия не боится сбоя в поставках российского газа в ответ на применение санкций. По их словам, страна обладает внушительными резервами газа, а также его альтернативными источниками. Германия импортирует более трети газа из России, но его доля в производстве электроэнергии составляет всего около 11%.

Пока угроза применения санкций не повлияла на внешнюю политику России. Но Меркель и другие западные лидеры не сдаются, несмотря на беспокойство в деловой среде. «Политические и деловые интересы больше не сочетаются друг с другом, как это было раньше, - говорит главный экономист Commerzbank Йорг Кремер. - Они даже могут стать несовместимыми».

Перевел Алексей Невельский