Каждая шестая компания в Германии сама себя обеспечивает электроэнергией - WSJ

Причинами этого являются как никогда высокие цены на электричество, а также нестабильность электросетей в стране
Krisztian Bocsi
Krisztian Bocsi / Bloomberg

Каждая шестая компания в Германии сама себя обеспечивает электроэнергией. При этом более половины из них делают это уже больше года, свидетельствуют данные торгово-промышленной палаты Германии. Компании варьируются от семейных сельских предприятий до таких гигантов, как Dow Chemical, которая потребляет около 1% от всей электроэнергии страны. Еще 23% немецких компаний намерены к ним присоединиться.

Причиной этого являются как никогда высокие цены на электричество, вызванные отчасти 22%-ным налогом для финансирования возобновляемой энергетики. Эта надбавка позволяет финансировать правительство Германии, которое хочет избавиться от атомной энергетики в течение следующих восьми лет и использования большинства ископаемых видов топлива к середине века. Сбор впервые был введен в 2000 г., и к 2010 г. он почти утроился. В результате с 2005 г. счета на электроэнергию для предприятий выросли более чем на 10%, хотя оптовые цены на электроэнергию остались на прежнем уровне.

Инвестирование компаний в собственную инфраструктуру, генерирующую электроэнергию, не только освобождает их от уплаты дополнительного налога. Оно также дает право на получение субсидий, стимулирующих использование так называемой зеленой энергетики. По подсчетам Михаэля Сальхера из KPMG, это позволяет компаниям сокращать расходы на электроэнергию примерно на 50%.

Однако в ближайшие недели правительство также собирается повысить требования для получения субсидий за использование зеленой энергетики.

Производитель электрогитар Warwick из городка Маркнойкирхен, расположенного недалеко от границы с Чехией, производит всю необходимую электроэнергию с помощью собственной газовой электростанции, солнечных батарей на крыше, а также бойлера, работающего на древесных отходах. Годовой объем продаж Warwick составляет примерно 24 млн евро, и компании все равно приходится тратить более 3,7 млн евро на электроэнергию. Ее основатель Ханс-Петер Вильфер не уверен, что инвестиции окупятся. «Но когда электричество подорожает, это будет того стоить», - говорит он.

Компания ZF Friedrichshafen, изготавливающая автозапчасти, тратит 2 млн евро на свою новую электростанцию мощностью 2 мегаватт. По словам директора по техническому обслуживанию Марио Хойсингера, если законодательство изменится, его компания подумает над целесообразностью строительства второй электростанции.

Вместе с тем у самостоятельной генерации электроэнергии есть определенные недостатки. Например, компаниям на начальной стадии необходимо привлекать больше инвестиций для того, чтобы обслуживать не связанное с их бизнесом оборудование. Но растущая нестабильность электросетей Германии вместе с высокими ценами на электроэнергию заставляет многие компании все же делать выбор в пользу самостоятельной генерации.

Дело в том, что электросети Германии строились с расчетом на транспортировку энергии от относительно небольшого числа крупных станций к потребителям по всей стране. Но новые ветряные и солнечные электростанции сильно разбросаны географически и требуют новых мощностей для транспортировки электричества из сельских районов в города. Поставщики электроэнергии с трудом приспосабливаются к новым условиям, в результате чего страдает стабильность электросетей.

Кроме того, крупные энергетические компании (E.On и RWE) теряют клиентов в лице промышленных предприятий, что отражается на их доходах. Чтобы возместить убытки, они устанавливают и управляют генераторами компаний. Например, в прошлом году E.On заключила сделку с ритейлером Metro на строительство четырех блоков ТЭС в его магазинах в Германии и России. E.On и RWE осознают, что децентрализация электросетей создает для них новые возможности, но пока они недостаточно приспособлены для обслуживания небольших компаний.

Предприятия также обнаруживают, что самостоятельная генерация электроэнергии приводит к неожиданным последствиям. Так, компании Warwick тяжело находить новых квалифицированных сотрудников, так как она расположена не в самом благополучном районе на востоке Германии. При этом сама она переехать не может. «Я инвестировал слишком много, - говорит Ханс-Петер Вильфер. - Я прикован к этому месту и не могу уехать, даже если бы захотел».

Перевел: Алексей Невельский